Имена и судьбы ростовских архитекторов

Статьи » Архитектура в Ростове-на-Дону » Имена и судьбы ростовских архитекторов

Страница 3

Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова рассматриваются в настоящей работе.

В фондах Ростовского областного музея краеведения2 хранится иллюстрированное Приложение к газете «Молот» за 7 ноября 1928 года.

На странице 4 под лозунгом: «Да здравствует нерушимый союз всех народов СССР, строящих социализм! помещены фотографии грандиозных строек Северо-Кавказского края, центром которых был в 20-х годах Ростов-на-Дону. Это новая электростанция в Армавире, строительство гидростанции в Осетии, сельскохозяйственные работы в Кабарде, в колхозе «Молния» в станице Хомутовской. А внизу под лозунгом: «Да здравствует культурная революция!» – грандиозное сооружение в Ростове-на-Дону: Дворец Труда имени Ленина в Ленгородке. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение. Вертикаль Рабочего Дворца задумывалась как важнейшая градостроительная доминанта, обращенная в пространство города и играющая роль пространственной связи городка железнодорожников с самим городом.

В Ростове в период XIX - начала XX вв. сложилась развитая система вертикалей культовых зданий. Вертикаль Дворца Труда, поставленного на Базарной площади Ленгородка вплотную возле церкви, явилась новым ориентиром в системе целого района города, символом, олицетворяющим новую эпоху. Традиционный градостроительный прием наполнялся новым идейным содержанием. /Фото из газ. Молот.- 1928/

В семье О.И. Смирновой хранится документ, подтверждающий участие И.П. Смирнова в проектировании Дворца Труда им. Ленина. Это справка, выданная 28.10.1927 года за N 344 Управлением строительных и ремонтных работ Северо-Кавказской железной дороги «помощнику архитектора по постройке Дворца Труда т. Смирнову И.П. в том, что он за время службы его в Проектировочном бюро Дворца Труда получил жалованье с 22 декабря 1926 года по 1 мая 1927 — по 250 рублей в месяц = 1072.92. Справка выдана на предмет обложения подоходным налогом». (Копия прилагается).

К сожалению, на сегодня это единственный документ, подтверждающий участие Игоря Петровича в проектировании этого интересного градостроительного объекта. В Государственном архиве Ростовской области хранятся дела из 10 томов по строительству Лендворца (так сейчас называют это здание ростовчане) и нигде не упоминается имя И.П. Смирнова. Лишь в одном из дел ростовский архитектор Артур Георгиевич Токарев, профессионально изучающий историю архитектуры Ростова 20-30-х годов, нашел краткие сведения такого рода: "И.П. Смирнов, сотрудник СКОПС и он же техник жилсоюза 1928 и 1929 годов"4.

Знакомство с историей строительства Дворца Труда в Ленгородке по одноименной статье А.Г. Токарева)5 и сопоставление ее с вышеприведенным документом (Справкой от 28.10.1927 за № 344) показывает, что И.П. Смирнов был приглашен для участия в проектировании уникального здания архитектором Л.Ф. Эбергом, под именем которого здание и вошло в историю архитектуры Ростова после того, как были отстранены от дел другие ростовские архитекторы, разработчики проекта здания, а именно: Г.Н. Васильев, А. Маркелов, М. Кондратьев, Н. Мельников. «В фондах ГАРО сохранились документы, позволяющие составить представление о проекте Кондратьева-Маркелова, – пишет А.Г. Токарев5. – Несмотря на то, что в соавторах проекта числятся Маркелов и Мельников, судя по документам, в основном разработкой проекта занимался Кондратьев. Кроме некоторых текстовых документов, сохранились варианты генерального плана, поэтажные планы, проект фасадов и башни Дворца Труда. Генеральный план Дворца Труда (в том числе и контур здания), на котором стоит дата 4 июня 1926 года, полностью соответствует осуществленному впоследствии варианту»5.

Все эти перепетии личностных взаимоотношений с политическим оттенком, имевшие место в среде ростовских архитекторов, не касались молодого помощника архитектора. С 26 декабря 1926 года он самозабвенно включился в работу по проектированию интерьеров уникального здания, очень гордился, что ему одному из многих доверили такой важный объект, и занимался им вплоть до мая 1927 года. Это был первый серьезный успех И.П. Смирнова на архитектурном поприще: сохранились копии его расчетов, чертежей. Но, увы, как было принято в те годы, имя И.П. Смирнова в документах по проектированию Дворца Труда, не упоминается. Все заслуги по проектированию здания приписываются главному архитектору Л.Ф. Эбергу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Колористический строй иконы
Неоднократно отмечалась уникальность цветового ряда, применявшегося псковскими мастерами. Лазарев, называет псковский колорит «пронзительным», В. Алпатов очень точно определяет отличительные признаки псковской иконописи: «Новгородские ма ...

Бретон Андре
Бретон Андре (Breton, Andre) (1896-1966 гг.), французский поэт и теоретик литературы, один из основоположников сюрреализма. В 1924, 1930, 1934 гг. публиковал манифесты в его защиту. В 1930-х гг. отверг и сюрреализм, и коммунизм, но на всю ...

Трансляция книжной культуры
А теперь перейдем ко второму типу трансляции культуры, который, согласно Маклюэну, связан с письменным и печатным текстами. Первые письмена возникли на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте и Месопотамии. В развалинах дворца ...