Эллинизм
Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 до н.э.) означала конец целой эпохи. В 403 г. до н.э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах), неизбежно ослабившая конфедерацию греческих городов-государств. Рано или поздно кто-то из соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось.
В 338 г до н.э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии. Его прекрасно обученное войско легко разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы.
После смерти Филиппа в 336 г. до н.э. его сын Александр унаследовал империю, в которой, может быть впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.
Для Афин начало IV в. до н. э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если в V в до н.э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 г. до н.э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни.
Изменились и принципы изображения человеческого тела. Обнаженный "Гермес" Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздноленивой и расслабленной, чем непринужденной. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуи Диониса - бога вина - еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны.
Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. "Афродита Книдская" Праксителя - первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах.
Пропорции человеческого тела становятся более изящными и стройными. Если Поликлет (ок. 450 до н.э.) утверждал, что в идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8 раз, то Лисипп предпочел для своего "Апоксиомена" (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика.
В первой половине IV в до н.э. многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимнную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 г. до н.э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире - культуру в контексте времени. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были и прямо противоположные взгляды.
Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником Платона, родом из Фракии - южной области Македонского царства.
В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль - идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского.
Это интересно:
Горгий
Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая пер ...
Гоген
Поль
(Gauguin, Paul)
1848-1903 гг.
Гоген Поль (Gauguin, Paul) (1848-1903 гг.), французский живописец, скульптор и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х гг. начал заниматься жи ...
Третий этап творчества Дионисия
Фрески церкви Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре – последняя известная нам работа Дионисия. После 1503 года его имя исчезает из летописей. В записях 1506 года уже встречается имя его сына – Феодосия.
Можно предположить, что Ди ...