Эстетико – идеологические принципы и поэтикаромантизма

Культура романтизма » Эстетико – идеологические принципы и поэтикаромантизма

Романтическая эстетика создала собственный критерий красоты. Для романтиков новое – оно же и прекрасное. Талант художника для романтиков – в умении уловить новое в человеческом мире, в способности прочувствовать новые, едва вступившие в действие силы жизни ; необычайное, странное, неизведанное – это и есть источник романтической поэзии.

Ф. Шлегель, а вслед за ним К. В. Ф. Зольгер и отчасти Жан Поль Рихтер развили особую теорию романтического юмора – «романтической иронии». Почти независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции.

По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность, классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми. Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в осмеянном виде всех и вся , кто противится ее игре. Можно сказать , что романтический юмор претерпел эволюцию : вначале это юмор свободы, потом это сарказм необходимости. Вначале вольный дух автора находится в союзе с вольным духом самой объективной жизни , а позднее союз распадается ; объективная жизнь предается косности и подчиняет ей автора , лучших героев , ставленников его.

Городская культура и существование человека в искусственной сфере казались романтикам источником фальши и несвободы, поэтому они отправлялись в деревню в поисках естественного и свободного самовыражения человека.

Романтики инстинктивно чувствовали, что в сфере материальной реализации свободы встречаются слишком много препятствий, зато в сфере субъективного творчества, в сфере искусства таких препятствий для самовыражения гораздо меньше.

Это интересно:

Основной конфликт романтизма
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло ...

Гельдерлин Фридрих
Гельдерлин Фридрих (1770 - 1843) – воспевает природу, красоту и поэзию. Человек ощущает свою причастность к «Бесконечному - Единому». Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлин выдвигает идею бесконечного развития ...

"Хитрость разума" как начало культуры
Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуемся мыслью другого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) о "хитрости разума". Немецкий философ Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой прослежи ...