Эстетико – идеологические принципы и поэтикаромантизма

Культура романтизма » Эстетико – идеологические принципы и поэтикаромантизма

Романтическая эстетика создала собственный критерий красоты. Для романтиков новое – оно же и прекрасное. Талант художника для романтиков – в умении уловить новое в человеческом мире, в способности прочувствовать новые, едва вступившие в действие силы жизни ; необычайное, странное, неизведанное – это и есть источник романтической поэзии.

Ф. Шлегель, а вслед за ним К. В. Ф. Зольгер и отчасти Жан Поль Рихтер развили особую теорию романтического юмора – «романтической иронии». Почти независимо от теоретиков позицию «романтической иронии» разработали в художественной практике Л. Тик, К. Брентано, Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции.

По Шлегелю, гениальный художник отдает себе отчет в невозможности полного воплощения своей неповторимой уникальной субъективности в созданном им художественном творении. Таким образом ирония позволяла художнику быть свободным по отношению к тому что он создал. Романтический юмор состоит в том, что подчеркивается относительность , едва ли не иллюзорность всяких ограничительных по смыслу и значению форм жизни : бытовая косность, классовая узость , идиотизм замкнутых в себе ремесла и профессии изображаются как нечто добровольное , шутки ради принятое на себя людьми. Жизнь играет, не зная для своих свободных сил каких – либо неодолимых препон, перекидываясь через все преграды , вышучивая , выставляя в осмеянном виде всех и вся , кто противится ее игре. Можно сказать , что романтический юмор претерпел эволюцию : вначале это юмор свободы, потом это сарказм необходимости. Вначале вольный дух автора находится в союзе с вольным духом самой объективной жизни , а позднее союз распадается ; объективная жизнь предается косности и подчиняет ей автора , лучших героев , ставленников его.

Городская культура и существование человека в искусственной сфере казались романтикам источником фальши и несвободы, поэтому они отправлялись в деревню в поисках естественного и свободного самовыражения человека.

Романтики инстинктивно чувствовали, что в сфере материальной реализации свободы встречаются слишком много препятствий, зато в сфере субъективного творчества, в сфере искусства таких препятствий для самовыражения гораздо меньше.

Это интересно:

Египетские пирамиды в Эль-Гизе
Место: Город Гиза, некрополис древнего Мемфиса в Египте. Мы воспринимаем египетские пирамиды как факт, не задумываясь о их происхождении. Мы можем объяснить их с точки зрения экономики: накапливался прибавочный продукт, общество в лице п ...

Классический период Древней Греции
В гречеких полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государсва был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто чело ...

Синодальная эпоха
(Период максимальной централизации) Все новые издания богослужебных книг утверждаются Синодом. Причем правом первого издания основного круга богослужебных книг обладала только Москва. В середине XIX века вопрос о языке богослужения начи ...