Культура романтизма

Культура романтизма

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями , возможность и способность выбора в своих действиях. На познании и использовании объективных законов покоиться и свобода людей по отношению к природе, возрастающая по мере научного и технического прогресса.

Проблема свободы традиционно сводилась к вопросу , обладает ли человек свободой воли.

Свобода воли – философская проблема, которая при первой общей постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях. Со свободой воли связана судьба высших духовных ценностей ; от ее решения зависит признание вины , ответственности , творчества ; она стоит в центре проблемы личности.

Проблема свободы встает, прежде всего, как практическая проблема – в связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности , условие возможности вменения. Если человек не мог поступить иначе , чем он поступил , если каждое его действие необходимо, т. е. строго обусловлено и исключает возможность выбора, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить в заслугу – здесь всякая нравственная оценка неправомерна и излишня. Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода выбора. Но последнее возможно лишь в том случае, если понятие свободы рассматривается не только в качестве отрицательного, но и как положительное, что означает иной, отличный от природной причинности способ существования бытия, и приводит к антиномии свободы и необходимости. Таким образом проблема свободы воли, первоначально сформулированная как вопрос о свободе человека в своих действиях, В своих действиях, превращается в вопрос о не обусловленности воли из вне в качестве конечной причины.

Свобода воли выступает как понятие тесно связанное с понятием знание. В определении свободы «познанной необходимости» смысловым стержнем является понятие по знаниям, при помощи которого можно осуществить сознательное и планомерное господство человека над природой над общественными отношениями. Иначе говоря, свобода выступает здесь как состояние индивидов, овладевших объективными закономерностями на основе их познания и практического использования.

Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд, ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”

Идея свободы личности у Н.А. Бердяева окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”, переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.

Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или даже быть лишены ее ; они могут обладать свободой в ордних сферах деятельности и быть лишены ее в других ; наконец , и степень их свободы может быть весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободного приспособления к действительности.

«…Личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса , и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса».

На протяжении всей истории человечества борьба людей против кастовых, сословных, классовых и др. социальных ограничений своей свободы, в какие бы идеологические формы она ни облекалась, была движущей силой общественного прогресса. На протяжении веков требования свободы и равенства были взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по – разному.

Человек никогда не сможет выйти за пределы своих физических и духовных способностей, а также исторических ограничений свободы общества; однако его индивидуальная свобода может быть умножена благодаря индивидуальной свободе солидарных с ним остальных членов такого общества.

Это интересно:

Отечественная культура в период тоталитаризма
Социально-политическая культура России. С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой "ласточкой" в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова "Сталин и Красная Армия", опубликованна ...

Особенности русской религиозной философии
Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек ...

Украинское барокко
Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной культуры. В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём в одних подражали итал ...