Готическая архитектура

Готическая архитектура

Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.

Романский стиль, господствовавший в архитектуре раннего средневековья, впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. Толстые стены, объемистые колонны и мощные контрфорсы не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными и строгими сооружениями, повергавшими в благоговейный трепет. Затем, в середине XII века, во Франции возник совершенно иной тип церковных сооружений. При том, что их шпили, казалось, касались небес, конструктивно новые церкви были значительно изящней и легче. Внутри здания воображение поражали высота и обилие света. У людей, привыкших молиться в церквах, построенных в романском стиле, готика должна была вызывать поразительный душевный подъем и раскрепощение.

Новый стиль был впервые воплощен во Франции при строительстве главной церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Здание построили в 1140-44 гг. по заказу аббата, но неизвестно, принадлежала ли идея ему или безымянному мастеру каменщиков. Так или иначе, аббат остался доволен результатом - в особенности чудесным потоком света, свободно льющимся из окон.

Новый стиль прижился, и в течение 20 лет сооружение готических соборов началось в Сансе, Нуайоне и Лане неподалеку от Парижа, а также в самом Париже, где в 1163 году был заложен знаменитый Нотр-Дам. Шпили устремлялись все выше в небо, и в XIII в. готический стиль вошел в свою зрелую фазу, по праву названную высокой готикой и наиболее ярко воплотившуюся в великолепных соборах Шартра, Реймса и Амьена.

Это интересно:

Поздняя готика во Франции после Столетней войны
Едва ли стоит удивляться тому, что в первой трети 15 века развитие французской архитектуры значительно затормозилось: ведь в этот период Столетняя война была в самом разгаре, и половина территории Франции оказалась в руках англичан. Вопло ...

Об изучении общего лексического фонда в структуре славянских языков
Вопрос об общем лексическом фонде и структуре разных славянских языков уже давно привлек к себе внимание филологов. В 1865 г. знаменитый лингвист А. Шлейхер прислал в Петербургскую академию наук написанную им статью "Всеславянский сл ...

«Капричос» Франсиско Гойи
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романт ...