Имена и судьбы ростовских архитекторов

Статьи » Архитектура в Ростове-на-Дону » Имена и судьбы ростовских архитекторов

Страница 7

Что здесь сомнительно, трудно судить. Однако, чувствуется, что над Игорем Петровичем сгущаются тучи. Вероятно, что детские воспоминания Ольги Игоревны (а она 1935 года рождения) об обыске в их доме могут относиться к этому периоду. Второго обыска Игорь Петрович ждать не стал. Он оставил семью и ушел из Ростова. Больше его никто не видел. Ольга Игоревна считает его пропавшим без вести. А неумолимое время стерло память о нем в архитектуре родного города.

Справедливо ли это? Думается нет. Белых пятен в биографии ростовского архитектора Игоря Петровича Смирнова еще немало, но мне кажется, что его творчество и судьба еще ждут своего исследователя.

Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни, и предания .

Н.В. Гоголь

Города – как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания, первые улицы, древние площади и сооружения – все это детище человека, все это – архитектура. Она о многом напоминает нам и о многом рассказывает. Слово «архитектура» (от греч. – «архитектон»), что означает «главный строитель». Поэтому под архитектурой многие понимают искусство проектировать и строить. Однако, правильнее под архитектурными сооружениями понимать только такие, которые обладают качествами прекрасное. Т.е. архитектура – весьма сложное, многостороннее понятие. Это и материальная действительность, и наука, и искусство. Но это особое искусство, которое выражает высокие идеи, доставляет удовольствие человеку и одновременно удовлетворяет материальные потребности. Окружая человека повсеместно, архитектура является искусством большого социального значения.

Архитектуру города Ростова-на-Дону можно читать как историю развития государства с XVIII в. Только одна ул. Большая Садовая представляет собою целую эпоху строений, начиная с самых ранних архитектурных стилей и кончая модернизацией.

В современном Ростове расширившиеся возможности творческой практики, изменения в профессиональном сознании приводят к смещению предпочтений ростовских архитекторов: от лаконичной строгости – к поискам многообразия, от универсальности – к индивидуальности; от индустриальной самодостаточности объектов – к адаптированию их в городской среде.

Так в 70-80-е гг. в Ростове проектируют и строят ряд новых значительных объектов. Это здания вокзалов: речного, железнодорожного, автовокзала, аэропорта. Вместе с тем на фоне одинаковости новой архитектуры все больший интерес вызывают памятники истории и культуры. «Старые здания», отношение к которым меняется как у профессионалов, так и у жителей города. Бережное отношение к историческо-культурному наследию становится залогом настоящего и будущего своеобразия города, сохранения его облика. Об этом свидетельствуют и реставрационные работы, учитывающие городской контраст, проекты.

В июле 1952 г. ростовчане встречали на набережной первые пассажирские теплоходы, пришедшие из Москвы. После окончания строительства Волго-Донского канала, Цимлянского моря, Ростов стал портом пяти морей. В 1971 г. набережная была продолжена до Кировского проспекта. Открытый 9 октября 1965 г. новый мост через Дон в районе Ворошиловского проспекта завершил застройку этой части города. В центре Ростова также были восстановлены старые и построены новые здания: крупнейший в СССР цирк со зрительным залом на 1700 мест (1957 г.), новый панорамный кинотеатр «Россия» со зрительным залом на 960 мест, отделанный специальным звукоизоляционным материалом (в стране таких кинотеатров было всего 4 – в Москве, Ленинграде, Киеве и Ростове), восстановленное в 1963 г. здание театра им. Горького завершило реконструкцию театральной площади.

В 1959 г. в Ростове началось строительство Северного жилого массива – так назывался район площади и проспекта им. Ленина. Впервые создавались микрорайоны, где одновременно размещались детские учреждения, спортивные площадки, скверы, магазины. Строительство велось передовыми индустриальными методами с применением типовых проектов. Впервые применялось крупноблочное строительство. Одновременно началась разработка проекта Западного жилого массива. К началу 1960-х гг. в территорию города вошли ранее самостоятельные поселения – станица Александровская, поселок Змеевка, станица Гниловская. В эти же годы над городом поднялся 180-метровый шпиль Ростовского телецентра.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Писсарро Камиль
Писсарро Камиль (Pissarro, Camille) (1830-1903 гг.), французский живописец и график, известный представитель импрессионизма. Писсарро был единственным художником, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов. Считался духов ...

Эпоха эллинизма
Время, наступившее после падения свободной полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторс ...

Ансамблевые качества Караван-сарая
Каждое здание караван-сарайского комплекса, взятое в отдельности,— это оригинальное архитектурное произведение, простое и удобное по планировке, выразительное по внешней архитектуре. Но Караван-сарай привлекает внимание не только архитект ...