Архитектура Санкт-Петербурга

Статьи » Архитектура Санкт-Петербурга

Страница 3

В архитектуре Петербурга середины XVIII века явственно прослеживается два периода: 1730-1740 гг. – время развития общих градостроительно-планировочных направлений, идущих с петровского времени; 1740-1760 гг. – создание в среде рядовой застройки сооружений, концентрированно выражающих расцвет стиля русского барокко, созвучного западно-европейскому и особенно венскому стилю рококо.

Наиболее ярко и полно этот стиль воплотился в таких произведениях, как Зимний дворец и Смольный монастырь Бартоломео Растрелли, сочетающих монументальность, размах, пластичность, изобретательную декоративность и проработку каждой детали.

Середина восемнадцатого столетия в петербургской архитектуре отмецена еще одним шедевром петербургского баррокко – Никольским Морским собором и связанной с ним четырехярусной колокольней, возведенными Саввой Чевакинским.

Начало 1760-х годов оказалось переломным в русском зодчистве: барочно-рокайльные мотивы были вытеснены классицизмом ( в западно-европейском искусстве он определяется как неоклассический стиль). Эстетическими ориентирами петербургских зодчих стали труды Витрувия, Андрео Палладио и Джакомы Виньолы. Большое воздействие имело творчество французского архитектора Шарля Девайн, учениками которого были Василий Баженов, Иван Старов и Федор Волков.

Утверждение в русской архитектуре стиля классицизма совпало с учереждением в 1762 году в Петербурге нового органа, ведавшего делами столичного строительства – “Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы”. С деятельностью этого органа, который функционировал до 1796 года, связаны основные градостроительные мероприятия второй половины XVIII столетия. Первое десятилетие его возглавлял архитектор Алексей Квасов, под руководством которого в 1763-1765 году выполнялся новый генеральный план Петербурга.

Опираясь на сложившуюся планировочную структуру и развивая ее, Квасов, а затем, сменившие его Старов и Иван Лем выполнили и добились принятия к исполнению планов, охвативших обширную территорию на левом берегу Невы, на Васильевском и Петербургском островах. Особое внимание было обращено на планировку района от Адмиралтейства до Мойки и далее от Фонтанки. По проектным предложениям Комиссии проводилось урегулирование улиц в кварталах, прилегающих к Адмиралтейству и Зимнему дворцу и выявлена конфигурация Сенатской (Декабристов) и Дворцовой площадей. По проектам Комиссии началось формирование площадей у Семеновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов. В эти годы границей центральной части столицы была река Фонтанка. За ней начинались Южные предместья, где располагались строго регулярные поселенья – гвардейские слободы. Чертой, отделявшей южные городские предместья от сельской местности, служили ров и канал (по их линии прорыт Обводный канал). Предместьем считалась также застройка с Петербургской стороны.

Основным принципом деятельности Комиссии являлось последовательное проведение единобразия, рациональног порядка и применения своего рода эталонов. Высота зданий не должна была превышать Зимний дворец, все строения главным фасадом обращались к улице, неукоснительно выдерживалась “красная линия” без интервалов между зданиями, создавая такаим образом единые фасады всей улицы, обрамляя и усиливая прямолинейную перспективу.

Исключительное внимание было обращено на архитектурное оформление набережных Невы, рек и каналов. Создание гранитных набережных, сходов и пристаней с различными ограждениями превратило водные артерии из чисто функциональных элементов городской планировки в ансамблевую систему. Первая небольшая каменная набережная на Неве перед Зимним дворцом сооружалась с 1761 по 1764 год по проектным предложениям Бартоломео Растрелли. Она вошла составной частью в обширный проект южной набережной Большой Невы, который в 1762 году разработал и в течение десяти лет осуществлял Игнатий Росси, возглавляя одновременно “Контору строения каменного берега”. К 1788 году на левом берегу Невы последовательно развернулись панорамы гранитных набережных Дворцовой, а затем Кутузова (Французская, ранее входила в Дворцовую), и Красного флота (Английская). Архитектурное обрамление камнем южного берега Невы, завершеное при участии Георга Фрадриха и Жан-Батиста Вален-Деламота, нашло свое продолжение в создании набережных Екатерининского канала, Фонтанки и Мойки.

Эволюция стиля классицизма в петербургоском зодчистве разделяется на три этапа-периода: 1760-1770 годы – ранний классицизм, 1780-1800 годы – зрелый и строгий классицизм, 1800-1830 годы – высокий классицизм или ампир.

Наиболее яркие произведения раннего петербургского классицизма, в которых еще сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при его направляющем участии (здание Академии Художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонио Ринальди (Мраморный дворец), Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов, горизонтальных и вертекальных членений, сдержанным скульптурным декором. Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Паралингвистика
Паралингвистика (греч. рara - около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различают три вида паралингвистических средств: фоноционн ...

Буддизм и культурные достижения Китая
«В чем суть буддизма?» «Пока не постигните, не поймете». Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на ...

Послевоенная культура России
Особенности отечественной культуры послевоенного времени. Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенный период многое в развитии ку ...