Архитектура Санкт-Петербурга

Статьи » Архитектура Санкт-Петербурга

Страница 4

Ансамбль Таврического дворца, созданный И.Е. Старовым – одна из вершин в развитиии классицизма. Архитектор определил свое время, внес в зодчиство русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность.

Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д. Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города.

Между 1782-м и 1814 годом, за тридцать два года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; Серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта.

Классическая гармония ансамблей набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений – домом Сылтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота – каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.

Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательног романтической сложнрстью замысла и неординарной ролью в объемно-пространственной композиции гагантского архитерктурного комплекса, развитого на берегах Невы.

В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцева, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.

Период высокого классицизма или ампира, отмечен появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон.

Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города.

Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами.

Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный иститут, возводившийся Андреем Ворониным в те же годы, завершил эти ансамбли вблизи впадения рек в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными группами, стали своеобразными пропилеями “классического” Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехярдная коллонада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входившую в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражения нашествия напалеоновских армий в 1812 году и освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое отражение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной столице. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учережден “Комитет строений и гидравлических работ”, который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.

Деятельность комитета имела исключительное значение для формирования в центральных районов комплексов, состоящих из ситемы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербургского ампира. С 1816 по 1836 год он создал, заложил основу или определил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей), связанная сним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица (ул. Бродского), которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсового поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала связующей трассой между главной городской магистралью – Невским и Невой. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским здания общественного назначения, Росси применил при постройке Александринского театра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего и завершил ее предмостной Чернышевской площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов) торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учереждений России – Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненых глубокого идейного значения, отмеченных оригенальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее ее назначению центра столицы великой империи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Субпассионарии
Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Пассионариями в полном смысле этого слова называются люди, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и в ...

Эпоха эллинизма
Время, наступившее после падения свободной полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторс ...

Русская живопись второй половины XIX века
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. ...