Онтологические взгляды Пикассо в его произведении "Герника"

Статьи » Онтологические взгляды Пикассо в его произведении "Герника"

Страница 1

Характеризуя этапы истории искусств двадцатого века, многие ученые выделяют так называемую эпоху “межвоенных десятилетий”, приходящуюся на период с 1917 по 1945 годы. Для всего того, что было пережито мировым искусством на протяжении этих двадцати-тридцати лет, в иные времена не хватило бы и столетий. В это время оно, как, пожалуй, ни в какой другой период, наиболее сильно испытывает глубокие потрясения, переломы основных онтологических концепций, вовлекается в стремительно сменяющие друг друга драматические события политической жизни.

"В короткие годы, прошедшие от 1917 года Октябрьской революции в России и завершения первой мировой войны в 1918 году до 1939-1945 года - времени второй мировой войны, история мирового искусства пережила чрезвычайные события"[1], которые послужили толчком для изменения нравственных взглядов общества на жизнь, на мир и на его составляющие.

Социальные движения тех лет порождают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом.

Формирование в межвоенные десятилетия тоталитарных систем и зачатков национализма и фашизма провоцируют зарождение в художественной среде групп протестующих против подобного положения.

Особую остроту приобретает соотношение художественных и политических начал в самом творчестве, и большинство художников в середине двадцатого столетия как вид протеста выбирает стиль авангарда, с помощью которого они и воплощают собственные социально-политические взгляды в художественную форму.

Определить временную границу, свидетельствующую о возникновении авангарда, довольно-таки сложно.

“Известно, что термин“авангард” (от фр. “avant-garde”) был перенесен из сферы политики в область художественной критики в 1885 Т. Дюре в Париже”. С тех пор он широко распространился, имея значение борьбы в искусстве за новое и нетрадиционное. “Авангард претендовал всегда на универсальную переделку сознания людей”; будучи парадоксальным, он не производит готовых формул и не дает определенных знаний, его задача в ином; спровоцировать поиск, создать новый опыт, подготовить их к самым невероятным стрессовым ситуациям и мировом катаклизмам.

Авангард – плод исканий непримиримой интеллигенции, мечтающей о свободе, деятельность группы людей, создающих некие объекты – картины и статуи, отражающие их необычную концепцию понимания мира и бытия. Развиваясь неравномерно, переживая спады и подъёмы, ускользая от предрекаемой смерти, авангард труден для понимания, во многом именно потому, что он запрограммирован на "непонимание" . Однако, это не мешает ему функционировать в обществе, поскольку непонимание чего-либо толкает человека на размышления об этом, на поиск истинны, следовательно понимание мира.

В период эпохи межвоенных десятилетий “ художественный авангард экзаменуется реальными социально-историческими процессами,… которые сообразуют творческую деятельность с жизнью, где отчетливо обозначаются позиции и интересы противоборствующих политических сил, вспышки творчества сталкиваются со строго упорядоченной государственной культурной политикой, а тоталитарные режимы твердой рукой пытаются подавить художественный авангардизм”. Именно потому идейно-художественные смысл и знание того или иного явления искусства находятся в тот период “в точке пересечения идейного содержания, стилевых свойств, социальной природы, национальных особенностей и социально-политической функции художественного творчества”

В своих картинах художники теперь обращают внимание на реальные жизненные факты, связанные, как правило, с политическими актами. Именно такая тенденция прослеживается в творчестве многих мастеров того времени, среди которых особое место занимает Пабло Пикассо(1881 – 1973гг.)

Демократичность настроения или убеждений художников, ощущение драматизма социальной жизни, её исторического движения находят воплощение в искусстве. Понятие о жизни и суждения о ней, реакция мастера на конкретные факты выражается здесь не наглядным образом в самом изображении, но воплощаются опосредованно в художественной теме произведения, содержащего в себе мыслимый, сотворенный, эстетически сублимируемый образный мир. “Именно таким он создается в картинах Пикассо, в которых раскрывается образ страдающего человеческого существа и выражается утверждающее гуманное начало”.

Одним из произведений, ставших своеобразной реакцией на происходящее является монументальное панно Пикассо “Герника”,1937г. Оно - пожалуй, одно из самых экспрессивных произведений художника в эпоху межвоенных десятилетий, где автор пытается создать концепцию понимания современного страшного мира и показать своё представление о бытии.

Эта работа посвящена исследованию “Герники”.

В своей статье “Этапы жизни и творчества П.Пикассо” Роза-Мария Субирана (директор музея Пикассо в Барселоне, консультант ЮНЕСКО, член исполнительного совета Международного союза музеев) выделяет основные периоды в жизни и работе художника.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней
Видное место в истории человеческой цивилизации принадлежит Кавказу, который уже во времена глубокой древности стал ареной её развития. Тогда уже люди во имя обладания этой землёй воевали друг с другом, сметая с исторической арены целые п ...

Проект древнерусского словаря
Советские лингвисты уделяют большое внимание вопросу о происхождении языка в начальных стадиях его развития, с одной стороны, а с другой - текущим вопросам языковой практики наших дней. Но до последнего времени очень мало интереса проявле ...

Славянофильство: идеи и люди
Славянофильство - это первая попытка русской мысли сформулировать, что такое русский человек. Славянофилы - это представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40 -- 50-х годов XIX в. Основной идеей их выступл ...