Архитектура Санкт-Петербурга

Статьи » Архитектура Санкт-Петербурга

Страница 2

Застройка Адмиралтейского острова дала толчок к освоению территории вдоль берегов рек Мои (Мойка) и Кривуши (канал Грибоедова). На левом берегу Фонтанки, в районе Литейного и Пушечного дворов, помимо слобод мастеровых людей, построили дворцы для членов царской семьи. В сторону Невского была прорублена просека, ставшая Литейным проспектом. На левом берегу Невы почти напротив впадения в нее реки Большой Охты построили Смоляной двор, закрепив тем самым еще одно направление будущей застройки. Началось также строительство на Выборгской стороне.

Однако Петр I стремился создать “регулярный” город, застроенный по типовым проектам, со стандартными участками, фасадами, обращенными на “Красную линию”.

С 1706 по 1723 год строительством города-порта ведало особое учереждение – Канцелярия от Строений, а с 1712 года Главным архитектором столицы был Доменико Трезини. К 1716 году он разработал генеральный план центра, который намечалось разместить на Васильевском острове. По проектам Трезини возводили основные сооружения Петропавловской крепости (укрепления, собор, Триумфальные ворота), построили Летний дворец Петра I, здани ”Двенадцати коллегий”, заложили Александро-Невскую лавру и там же соорудили Благовещенскую церковь и Духовской корпус. Важную роль в формировании облика Петербурга петровского времени сыграл французский зодчий Жан-Батист Левлон, которого Петр I назначил генерал-архитектором. В 1717 году был разработан генеральный план Петербурга, Трезини и Левлон выполнили типовые проекты зданий, размер, декор и планировка которых отражала социальное положение.

Петр Первый широко открыл двери для западно-европейских архитекторов и мастеров. Наиболее значительный след в облике Петербурга оставили архитекторы Марио Джованни Фонтано, Иоганн Готфрид Шедель (Дворец Меншикова), Георг Иоганн Матарнови (Кунсткамера), Андреас Шлютер, Николо Микетти, скульптор и архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. В результате их общего творчества сложился стиль петербургского раннего (петровского) барокко, в котором органически слились классическая система, трактованная в основном декоративно и реминисценции северного барокко, особенно голландского и немецкого. От второго идут шпили и шпицы, определившие силуэт Петербурга – стали его визуальными доминантами.

В развитии архитектуры Петербурга в 1728-1732 годах была трагическая пауза, когда противники петровских преобразований перенсли столицу снова в Москву и город постепенно пустел, а строения ветшали. Но с 1732 года после возращения столицы в Петербург начался новый подъем градостроительных работ, ведение которыми поручили Канцелярии от строений.

1732-1740 годы стали этапными в развитии генерального плана города. Толчком для решения многих узловых градостроительных вопросов стали стихийные пожары 1736 и лета 1737 годов. Огонь уничтожил огромное количество деревянных зданий на обширных территориях. Для застройки “погорелых мест” и определения напрвлености нового строительства была создана “Комиссия о Санкт-Петербургском строении”. Главой комиссии был назначен инженер Бурхард Кристоф Миних, а ведущим архитектором являлся П.М. Еропкин. В 1737 году были зафиксированы основные планировочные нововведения. Город получил строгое разделение на 5 частей: Адмиралтейская часть (ограничивалась Невой и Фонтанкой), Васильевская занимала весь остров, Петроградская часть включала также и Выборгскую сторону. Литейная – заключалась между Фонтанкой, Невским проспектом, распространяясь на весь район Охты, на правом берегу Невы. Московская часть простиралась на юго-запад от Фонтанки, и от Невского проспекта до Екатерингофа. Основной концепцией нового генерального плана стало окончательное перенесение административного и делового центра столицы на Адмиралтейский остров. Полное завершение получил “нептунов трезубец” трех магистралей, расходящихся от Адмиралтейства: Невского проспекта (так с 20 апреля 1738 года стала именоваться Большая Невская перспектива), Средняя перспектива (Гороховая ул., Дзержинского) и Вознесенская перспектива (пр. Майорова). Они пересикались Большой и Малой Морской улицами (Герцена и Гоголя), получивших регулярную планировку в петровское время. По предложению Комиссии проложили Садовую улицу, на оси которой разместили Сеную площадь (пл. Мира), Покровскую (пл. Тергенева), вокруг которой сформировался своеобразный район – Коломна. Результатом работы Комиссии явилась прокладка новых улиц в Московской части, существующих в современной структуре города, (проспекты Владимирский и Загородный, улицы Коломенская, Разъезжая Звенигородская, Преображенская (Марата). Лучевые перспективы и пересекающие их улицы были увязаны с вытянутыми полукружиями Фонтанки, Мойки и Кривуши (Екатерининский, канал Грибоедова). Петровский замысел улиц-перспектив обрел новое качество, так как они делались более широкими, перекрестки отмечались “наугольными домами”, лицевые строения на главных магистралях были в основном каменными. Значительный вклад в претворение нового генерального плана внес Михаил Земцев. Он трудился в Главной полицеймейстерской канцелярии, в функции которой входило и регулирование застройки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Современные стрижки
Полубокс Инструменты: прямые ножницы, машинка. Выполнение Стрижку полубокс начинаем выполнять от центра затылочной зоны сначала в одну, затем в другую сторону, полоса за полосой, методом сведения на нет машинкой или бритвой. Если вы р ...

Брак Жорж
Брак Жорж (Braque, Georges) (1882-1963 гг.), французский живописец, вместе с Пикассо ставший основателем кубизма. Вначале, так же как и отец, работал маляром. С 1900 г. стал заниматься живописью. Одно время увлекался фовизмом. В 1907 г. о ...

Ансамблевые качества Караван-сарая
Каждое здание караван-сарайского комплекса, взятое в отдельности,— это оригинальное архитектурное произведение, простое и удобное по планировке, выразительное по внешней архитектуре. Но Караван-сарай привлекает внимание не только архитект ...