Казань - культурный центр России

Статьи » Казань - культурный центр России

Страница 5

Назиб Жиганов автор опер: “Качкын” (либретто Ахмеда Файзи), которую он написал, еще будучи студентом Московской консерватории; “Алтынчеч” (либретто Мусы Джалиля), “Туляк и Су-Слу” (либретто Наки Исанбера) и “Джалиль” (либретто Ахмеда Файзи). Не отвергая достоинств других его опер, именно эти превосходные оперы останутся репертуарными.

“Качкын” – своеобразная экспозиция сценического творчества композитора, в которой уже заложены лучшие, самобытные художественные намерения автора. Это первая опера композитора и практически первая татарская опера (не отрицается ценность попыток создания татарской оперы В. Виноградовым, С. Габяши и Г. Альмухаметовым). В ней Жиганов выразил важнейшую идею – народ должен быть свободным. Эта идея пронизывает и “Алтынчеч”. В “Джалиле” композитор хочет видеть свободным от зла и мракобесия все человечество, за что отдает свою жизнь его герой – великий Муса Джалиль.

Не случайно именно эти произведения, составляющие уже много лет основу национального репертуара Татарского театра оперы и балета, выдвинули целую плеяду выдающихся национальных певцов, выросших на исполнении партий главных героев и героинь. В операх Жиганова есть что петь, кого петь, что играть и кого играть. Композитор умеет “вылепить” яркий, навсегда запоминающийся сценический образ, насыщенный всей полнотой живого человеческого чувства и драматургической действенностью, воплощенный в превосходной музыке.

“Алтынчеч” – начало татарской оперной классики, в которой все “в лад”, в стройность, в действенность, в красоту, в которой живут дорогие национальному сердцу образы, образы обобщенные, несущие вечные эстетические, нравственные мотивы бытия, где царствует само совершенство.

“Джалиль” – опера, увидевшая свет рампы не только родного Татарского театра оперы и балета, но и самых прославленных сцен мира: Пражской национальной оперы, Московского Большого театра. Спектакль шел в великолепном исполнении, при громадном сценическом успехе. Именно оперой “Джалиль” Жиганов впервые вывел татарскую музыку на мировую сцену.

Не достаточно ли всего этого для одного человека, чтобы воздать ему высочайшую народную благодарность.

Важно и то, что оперное творчество Назиба Жиганова явилось примером для других поколений композиторов, потянувшихся к сценической музыке. Это Хуснулла Валиуллин, Бату Мулюков, Рашид Калимуллин. Конечно, после классического балета Фарида Яруллина “Шурале” трудно было написать балет такого же уровня. Но и здесь Жиганов выступил удачно, создав два прекрасных балета: “Зюгра” (либретто Дины Ариповой) и “Нжери” (либретто Нины Жигановой).

Следует особо отметить замечательные творения Назиба Жиганова в симфонической музыке. В этой области Жиганов творил неистово всю свою творческую жизнь. Его превосходные партитуры: “Сюита на татарские народные темы” с гениальной частью “Кара урман”; чудесная симфоническая картина “Кырлай” (по сказке Габдуллы Тукая), “Симфонические песни” – пример умения создать художественные контрасты, яркие перемещения образов; блестящая партитура “Сабантуй” – своеобразный концерт для оркестра с ярчайшими сценами из национальной народной жизни. Здесь и вырвавшаяся с подмостков оперной сцены увертюра “Нафиса” – сочное, эмоциональное, впечатляющее сочинение, самостоятельно живущее в мире симфонизма. И, наконец – большое число собственно симфоний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Иконография
Впервые сцена «Поклонения младенцу Христу» была изображена в произведении Робера Кампена, так называемого Флемальского мастера. В первой трети XV века он создает алтарный образ «Рождество Христово»[xix], изобразив коленопреклоненных Марию ...

Тициан
Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1480-1576 гг.), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияни ...

Об аристократической и демократической реакции на массовую культуру
Разница между этими двумя тенденциями в критике массового общества и массовой культуры хорошо видна на примере русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Дело в том, что "светлое будущее" Бердяев видел в прош ...