Казань - культурный центр России

Статьи » Казань - культурный центр России

Страница 5

Назиб Жиганов автор опер: “Качкын” (либретто Ахмеда Файзи), которую он написал, еще будучи студентом Московской консерватории; “Алтынчеч” (либретто Мусы Джалиля), “Туляк и Су-Слу” (либретто Наки Исанбера) и “Джалиль” (либретто Ахмеда Файзи). Не отвергая достоинств других его опер, именно эти превосходные оперы останутся репертуарными.

“Качкын” – своеобразная экспозиция сценического творчества композитора, в которой уже заложены лучшие, самобытные художественные намерения автора. Это первая опера композитора и практически первая татарская опера (не отрицается ценность попыток создания татарской оперы В. Виноградовым, С. Габяши и Г. Альмухаметовым). В ней Жиганов выразил важнейшую идею – народ должен быть свободным. Эта идея пронизывает и “Алтынчеч”. В “Джалиле” композитор хочет видеть свободным от зла и мракобесия все человечество, за что отдает свою жизнь его герой – великий Муса Джалиль.

Не случайно именно эти произведения, составляющие уже много лет основу национального репертуара Татарского театра оперы и балета, выдвинули целую плеяду выдающихся национальных певцов, выросших на исполнении партий главных героев и героинь. В операх Жиганова есть что петь, кого петь, что играть и кого играть. Композитор умеет “вылепить” яркий, навсегда запоминающийся сценический образ, насыщенный всей полнотой живого человеческого чувства и драматургической действенностью, воплощенный в превосходной музыке.

“Алтынчеч” – начало татарской оперной классики, в которой все “в лад”, в стройность, в действенность, в красоту, в которой живут дорогие национальному сердцу образы, образы обобщенные, несущие вечные эстетические, нравственные мотивы бытия, где царствует само совершенство.

“Джалиль” – опера, увидевшая свет рампы не только родного Татарского театра оперы и балета, но и самых прославленных сцен мира: Пражской национальной оперы, Московского Большого театра. Спектакль шел в великолепном исполнении, при громадном сценическом успехе. Именно оперой “Джалиль” Жиганов впервые вывел татарскую музыку на мировую сцену.

Не достаточно ли всего этого для одного человека, чтобы воздать ему высочайшую народную благодарность.

Важно и то, что оперное творчество Назиба Жиганова явилось примером для других поколений композиторов, потянувшихся к сценической музыке. Это Хуснулла Валиуллин, Бату Мулюков, Рашид Калимуллин. Конечно, после классического балета Фарида Яруллина “Шурале” трудно было написать балет такого же уровня. Но и здесь Жиганов выступил удачно, создав два прекрасных балета: “Зюгра” (либретто Дины Ариповой) и “Нжери” (либретто Нины Жигановой).

Следует особо отметить замечательные творения Назиба Жиганова в симфонической музыке. В этой области Жиганов творил неистово всю свою творческую жизнь. Его превосходные партитуры: “Сюита на татарские народные темы” с гениальной частью “Кара урман”; чудесная симфоническая картина “Кырлай” (по сказке Габдуллы Тукая), “Симфонические песни” – пример умения создать художественные контрасты, яркие перемещения образов; блестящая партитура “Сабантуй” – своеобразный концерт для оркестра с ярчайшими сценами из национальной народной жизни. Здесь и вырвавшаяся с подмостков оперной сцены увертюра “Нафиса” – сочное, эмоциональное, впечатляющее сочинение, самостоятельно живущее в мире симфонизма. И, наконец – большое число собственно симфоний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
Если создание нового обычно называют творчеством, новаторством, новацией, то сохранение созданного - традицией. Понятно, что в культуре, как и в человеческой жизни вообще, одно от другого неотделимо. Ведь всякое открытие является новым по ...

Быт
На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говор ...

Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
Подобные объективные законы попытались выявить и в истории культуры. Эта попытка принадлежит ученым-этнографам XIX века - представителям так называемой "эволюционистской школы". "Эволюционисты" стремились проследить из ...