Казань - культурный центр России

Статьи » Казань - культурный центр России

Страница 4

Своеобразна и поучительна история профессионального музыкального образования в Казани. С начала XIX века и по 60-е годы при Казанском Императорском университете была постоянная должность учителя музыки, который создавал оркестры, ансамбли, обучал игре на скрипке и фортепьяно. Университет, среди профессоров которого было немало хороших музыкантов, играл видную роль как инициатор прочных традиций музицирования. Хорошую музыкальную подготовку давал и открытый в 1843 году Родионовский институт благородных девиц. Оттуда выходили образованные гувернантки. В институте был приличный хор, совестно с приглашенными музыкантами ставились даже оперы.

С 70-х годов в Казани действовали различные частные музыкальные школы, студии, классы, а в 1904 году открылось Казанское музыкальное училище, подготовившее тысячи профессиональных музыкантов. Среди его руководителей следует назвать первого директора Р. Н. Гуммерта, выпускника Санкт-Петербургской консерватории. С середины 30-х годов училище более 30 лет возглавлял И. В. Аухадеев – скрипач, дирижер, выдающийся организатор музыкальной жизни в Казани и в Татарии. Последние годы училище переживает новый подъем, построен новый учебный корпус, работает высококвалифицированный преподавательский коллектив, возглавляемый Н. Г. Сабитовской.

Главным музыкальным учебным заведением в течение вот уже полувека является Казанская государственная консерватория, открытая в 1945 году. Ее организатором и бессменным ректором в течение 42 лет был выдающийся композитор Н. Г. Жиганов. Консерватория выпустила несколько тысяч музыкантов всех специальностей. Все музыкальные учебные заведения, казанские оркестры, театры укомплектованы в подавляющем большинстве ее выпускниками.

Консерваторский дух живо ощущается в Казани. Высокий исполнительский уровень больших и малых коллективов, различные музыкальные объединения, небольшие ансамбли и оркестры в ногочисленных казанских театрах – все это отзвуки высшего консерваторского образования. Долгие годы в консерватории работали талантливые педагоги, приехавшие из Москвы, Ленинграда. Они принесли с собой традиции лучших российских консерваторий, создали атмосферы высокой требовательности к своей профессии, сами создали высокую планку в исполнительстве, музыкальной науке, композиции. Долгие годы здесь работал профессор А. С. Леман, фактически создавший казанскую композиторскую школу. Отметим также профессоров – В. Г. Апресова, Г. М. Когана, И. С. Дубинину, Н. А. Фомину, В. А. Столова, Э. А. Монасзона и других основоположников фортепьянной школы в Казани; В. А. Брауде, Г. Х. Ходжаева, В. А. Афанасьева, А. Н. Хайрутдинова – профессоров-струнников; вокалистов Е. Г. Ковелькову, К. Е. Цветова, В. А. Воронова, З. Г. Хисматуллину, С. Н. Жиганову, чьи ученики составили мощную группу солистов казанского и других оперных театров.

Жиганов Назиб Гаязович – был необычайно умным человеком, личностью, человеком редчайшей деятельной энергии, стратегом, политиком, строителем, дальновидным созидателем культуры, искусства, образования, крупнейшим современным композитором, автором превосходных, самобытных музыкальных произведений, отмеченных неповторимым татарским (национальным) своеобразием, богатейшими художественными свойствами собственной творческой индивидуальности. Назиб Жиганов – художник большого таланта, относящегося к творчеству самозабвенно, влюблено, неотрекаемо, находящегося в постоянном движении к новому, к совершенству, преданного большому сердцу своего народа, - народа, который он безмерно любил и которому всеми силами ума, сердца, таланта служил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Адаптация органов восприятия к конкретным формам природной среды
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих стандартов культуры. 3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация идей, выгодных данной социальной группе. 4. Индивидуальный опыт. Можно назвать это фор ...

Балет
Впервые слово «балет» (в переводе с итальянского — «танцую») произнес итальянец Доменикино да Пьяченца. В начале 15-го в. он служил учителем танцев при дворе правителя одной из областей Италии — Феррары. Как-то Доменикино да Пьяченца пред ...

Нормы мышления в sae и хопи
Сравнение, проводимое между нормами мышления людей, говорящих на языках SAE, и нормами мышления людей, говорящих на языке хопи, не может быть, конечно, исчерпывающим. Оно может лишь коснуться некоторых отчетливо проявляющихся особенностей ...