Казань - культурный центр России

Статьи » Казань - культурный центр России

Страница 8

С каждым новым спектаклем росло артистическое мастерство Шаляпина. В Период 1896-99 он создал почти все свои основные партии: Сусанин (“Иван Сусанин” М. И. Глинки), Мельник (“Русалка” А. С. Даргомыжского), Борис, Варлаам, Досифей (“Борис Годунов”, “Хованщина” М. П. Мусорского), Владимир Галицкий (“Князь Игорь” А. П. Бородина), Иван Грозный, Сальери («Псковитянка», “Моцарт и Сальери” Н. А. Римского-Корсакова), Олоферн (“Юдифь” А. Н. Серова), Нилоканта (“Лакме” Л. Делиба), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно).

Огромный успех Шаляпин имел во время гастролей Московской частной оперы в Петербурге в 1898. С этого времени пропагандистом творчества Шаляпина стал В. В. Стасов, выступавший в печати со статьями, посвященных его творчеству. В 1899 Шаляпин перешел в Московский Большой театр. В годы работы в этом театре он отделывает ранее исполненные им партии, создает ряд новых вокальных сценических образов: Фарлаф (“Руслан и Людмила ” М. И. Глинки), Алеко (“Алеко” С. В. Рахманинова), Пимен (“Борис Годунов” М. П. Мусорского), Ерёмка (“Вражья сила” А. Н. Серова), Демон (“Демон” Рубинштейна), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофель («Мефистофель» А. Бойто).

С 1901 начались триумфальные гастроли Шаляпина за границей. Выступление в Италии (Миланский Театр “Ла Скала”, 1901) принесло ему мировую славу. С этого времени Шаляпин постоянно гастролировал в крупнейших городах Европы и Америки. Особое значение имели гастроли Шаляпина в 1907-09 и в 1913 в Париже, во время так называемых русских сезонов, организованных С. П. Дягилевым. Шаляпин выступил пропагандистом русского оперного искусства, способствовал популяризации за рубежом творчества М. П. Мусорского и Н. А. Римского-Корсакова.

Огромную роль в формировании Шаляпина как личности сыграла дружба с М. Горьким. В эти годы Шаляпин достиг вершин своего мастерства.

После революции 1917 Советское правительство привлекло Шаляпина к строительству советской театральной культуры (Шаляпину было поручено художественное руководство Мариинским театром, он создавал вместе А. М. Горьким Большой драматический театр в Петрограде), одному из первых присвоило ему звание народного артиста Республики. Несмотря на это, Шаляпин покинул в 1922 родину, уехал за границу на гастроли и более не вернулся в СССР. Оторванный от родины, Шаляпин испытывал воздействие эмиграционного окружения. Он не создал за границей новых сценических образов, исполняя ранее подготовленные партии. Но в своем искусстве Шаляпин сохранил лучшие традиции русской оперной школы, до конца жизни он оставался русским артистом. Умер после тяжелой и продолжительной болезни в Париже 12 апреля 1938 (в 1984 прах Шаляпина перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).

Шаляпин был гениальным певцом, одним из величайших представителей русского реалистического искусства. Он поднял на громадную высоту музыкально-драматическое мастерство оперного артиста. Глубоко национальный художник, Шаляпин представлял собой редкий тип певца, в котором органически были слиты музыкант и драматический актер. Создаваемые им образы всегда отличались единством вокального и сценического рисунка. Шаляпин обладал богатым от природы голосом, исключительным по красоте и мягкости тембра, разнообразию красок, по способности передавать душевные тончайшие движения - от глубокой нежности, задушевности, до трагического пафоса и уничтожающего, разящего сарказма. Исключительная способность менять тембровую окраску голоса позволяло ему выступать в баритоновых партиях (Демон, Евгений Онегин). Искусство Шаляпина основывалось на гармоничном сочетании живого, непосредственного чувства с аналитически точной разработкой всех деталей сценического образа. При помощи тончайшей фразировки, глубоко продуманной нюансировки, своеобразного применения контрастов тембра голоса Шаляпин добивался выражения самых глубоких психологических оттенков музыки и слова. Он непрестанно работал над отделкой своих партий, достигал характерности и исторической верности, мастерски используя грим, костюм, выразительные мизансцены. В оперном искусстве его более всего привлекали задача раскрытия характера, психологии героя, показ всех сторон его внутреннего мира во всей сложности и противоречивости. Особенно близки были ему партии, предоставлявшие возможность обрисовать многогранный облик героя. Обладая редким даром перевоплощения, Шаляпин создал потрясающие по жизненной правде и силе сценического воплощения образы. Широта диапазона таланта позволяла ему с одинаковым художественным совершенством и яркостью исполнять партии самого различного характера: героико-эпические (Сусанин), трагедийные (Борис Годунов), бытовые (Еремка), романтические (Демон, Мефистофель, Дон Кихот), сатирические (Дон Базилио).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Культура и культ в понимании христианских богословов
В результате воззрения Цицерона вызвали резкую критику со стороны его противников, в том числе идеологов раннего христианства. Что касается позиции христиан, то не только к Цицерону, но и ко всему античному наследию у них было крайне прот ...

Становление художника
Поиск новых решений, форм в искусстве Дали начал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзе ...

Проблемы источниковедческой критики данных жаргонной лексикографии
Задачи источниковедческой критики и задачи историко-этимологического анализа новых лексических данных находятся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Если историко-этимологический анализ представляется необходимым для того, ...