Эволюция традиционного китайского жилища

Статьи » Эволюция традиционного китайского жилища

Страница 3

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что основные этнокультурные особенности китайцев имеют сходства в культурах многих других народов Восточной Азии. Это говорит о том, что исторические судьбы данного региона имеют много общего, а также объясняет, почему в традиционных жилых постройках разных народов Восточной Азии имеется много сходных специфических черт.

а) Ряд археологов (например А.А. Формозов) считают, что не стоит уделять внимания археологическим данным о неолитическом жилище для разработки проблем этнической истории. Но, по-моему мнению, будет правильней согласится с М.В. Крюковым, который говорит о том, что в какой-то степени данные о жилище могут быть использованы по этой теме.

О китайских жилищах неолитического населения некоторое представление дают раскопки в северо-восточной части Внутренней Монголии, в бассейне теки Шара-Мурэн. Здесь близ города Луньдун в 1962 году было обнаружено поселение, датируемое II тысячелетием до н.э. Характер каменных орудий микролитического облика, наличие костяных наконечников стрел, следы гаданий на костях животных позволяют полагать, что люди, оставившие эти памятники, занимались преимущественно охотой и, возможно, собирательством. На территории поселения раскопано 37 оснований жилищ.

Все жилища расположены на южном склоне холма и несколько углублены в землю таким образом, что задняя, северная вертикальная поверхность ямы служила упором для каркаса из нескольких столбов. Промежутки между столбами заполнялись глиной, смешанной с травой. В центре жилища располагалась неглубокая яма, выложенная плоскими камнями.

Археологи полагают, что в I тысячелетии до н.э., с переходом населения лесостепных и степных районов Монголии к кочевому хозяйству, происходила эволюция жилища от примитивных полуземлянок к более специализированным формам, приспособленным к частым сменам мест обитания.

С.И. Вайнштейн, изучавший историю жилища степных кочевников Евразии, предлагает именовать такое жилище “шалаш хуннского типа”. восстановить внешний облик его оказывается возможным благодаря анализу письменных свидетельств древнекитайских авторов, сопоставляя их с дошедшими нас изображениями, относящимися к рубежам нашей эры.

Шалаш хуннского типа представлял собой остов, сплетенный из ивовых прутьев и покрытый сверху войлоком. В древнекитайских источниках такой тип жилища именуется цюнлу. “Выдали меня замуж на край света, в далекую чужую страну, за усуньского царя, - писала, например, во II веке до н.э. древнекитайская принцесса, цюнлу служит мне домом, войлок – стенами”. На то, что такой шалаш имел полусферическую форму, указывает этимология слова цюнлу: этот термин записывался древнекитайскими иероглифами, имеющими значение “округлая поверхность”, “свод”.

В V-III тысячелетиях на территории бассейна Хуанхэ и сопредельных районов существовало несколько неолитических культур крашеной керамики, связанных между собой генетически или территориально: яншао – в среднем течении Хуанхэ, мацзяяо – в ее среднем течении, цюйцзялин – в бассейне реки Ханьшуй, цинляньган – в современных провинциях Цзянсу и Шаньдун.

Чтобы найти различие между жилищами этих культур, археологи предлагают следующую классификацию:

1. Размещение относительно поверхности земли:

А. Полуземлянка.

Б. Наземное жилище.

2. Форма жилища в плане:

А. Округлое.

Б. Прямоугольное или квадратное.

3. Планировка жилого пространства:

А. Однокамерное жилище.

Б. Многокамерное жилище.

4. Конструкция очага:

А. В яме.

Б. На поверхности пола.

5. Расположение очага:

А. У входа.

Б. У стены.

6. Наличие оперных столбов внутри жилища:

А. Есть.

Б. Нет.4

Некоторые признаки жилища трансформируются на протяжении неолитического времени, другие – остаются сравнительно стабильными.

В целом для неолитического жилища этого региона свойственны некоторые общие черты, в частности абсолютное преобладание жилищ прямоугольной формы и каркасно-столбовой конструкции. Вместе с тем территория верхнего и среднего течения Хуанхэ может быть разделена на три достаточно четко различимых ареала для каждого из них характерны жилища одного и того же типа.

Первый ареал – прежде всего бассейн Вэйхэ вплоть до Саньмэнься на востоке. Он связан с культурой яншао в двух ее основных вариантах баньпо и мяодигоу. Типичной для этой культуры является квадратная полуземлянка с одним или несколькими опорными столбами внутри нее, очажной ямой перед входом.

Близок к этому тип жилища, распространенный в верхнем Хуанхэ. Наиболее существенными конструктивными отличиями этого последнего типа является то, что очаг устраивался не в углублении пола, а на его поверхности, зачастую даже на небольшом возвышении.

Третий ареал охватывает большую часть западной Хэнани и связан с памятниками типа циньванчжай. По всем основным признакам жилище этого ареала существенно отличается от двух предыдущих типов: оно, как правило, многокамерное; внутри его отсутствуют опорные столбы; очаг устраивался обычно у одной из стен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Актер
Известно, что каждое искусство имеет дело с определенным материалом: для живописца — это краски и холст, для скульптора — глина, мрамор, дерево. Для актера единственным инструментом и материалом для создания художественного образа являетс ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...

Культура России во II-ой половине XIX века
Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, боль ...