Ермак в истории и литературе

Статьи » Ермак в истории и литературе

Страница 1

В свое время М.М.Сперанский писал: "Сибирь есть просто Сибирь, то есть прекрасное место для ссылочных, выгодное для некоторых частей торговли, любопытное и богатое для минералогии, но не место для жизни и высшего гражданского образования ." Граф выразил общее мнение: прослужив с 1819 по 1821 г. сибирским губернатором, он, как многие до него и после него, убедился, что огромные пространства русского Востока могут быть для государства только полезной, в идеале хорошо управляемой, но - колонией, то есть территорией, откуда можно брать то, что необходимо (пушнина, "мягкая рухлядь"), а направлять туда то, что таковым не является (уголовные и политические преступники).

Эта утилитарная стратегия комфортно соседствовала с традиционными для консервативного общества предрассудками насчет далеких земель, в которых обитает множество "зверообразных людей", зверей и птиц дивных, "иже обретаются в том Сибирском царстве", - как писали еще книжники допетровской Руси.

Для правительства - прагматический интерес (в XVII в. сибирская пушнина наполняла до 1/4 государственной казны); для простонародья - мифы о стране, где круглый год зима и нет солнца. Сила этих стереотипов была настолько сильна, что даже в конце XIX в. американский путешественник Джордж Кеннан с удивлением писал: "Ничто не поражает так сильно путешественника, который в первый раз переезжает в июне через Урал, как сибирский зной и необычайная красота, разнообразие и ароматичность сибирской флоры". По-видимому, для неискушенного иностранного наблюдателя было бы более естественным сразу оказаться посреди ледяной пустыни . Излишне говорить, что длительное существование подобных представлений мало способствовало развитию культуры на отдаленной русской периферии. Ей как бы изначально было отказано в роскоши иметь что-то свое - литературу, искусство, науку. Тем не менее, все это за Уралом появилось.

Как и почему? Не ослабевавший, год от года нараставший поток переселенцев, интенсивные процессы этнического смешения, высокоинтеллектуальные представители политической ссылки XIX в., формирование местной интеллигенции, основание в 1878 г. Томского университета превратили Сибирь в своего рода культурный "котел". Протекавшие в нем в течение XIX в. процессы культурогенеза сделали возможным появление на литературной сцене XX в. писательских фигур, бесспорно, первого ряда: Шукшина, Астафьева, Распутина, Вампилова и др. В научных изданиях, которым посвящена данная заметка, освещается самый ранний, еще древнерусский период складывания оригинальной культуры на самом восточном рубеже Московского государства. Книга "Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века", подготовленная известными филологами Е.К.Ромодановской и О.Д.Журавель, является продолжением фундаментальной серии "История Сибири. Первоисточники", выходящей в свет уже около десятилетия. В издании освещается многообразная литературная деятельность первых сибирских писателей, организованный и целенаправленный характер которой определялся возникшей в Тобольске в 1621 г. архиепископской кафедрой. С публикации ключевых текстов традиции, собственно, и начинается эта книга.

В "Синодике Ермаковым казакам" (1622) и летописи Саввы Есипова (1636) главное внимание средневековых авторов уделено фигуре завоевателя Сибири Ермака. Книжники начала XVII в. находились в очень непростой ситуации. Панегирические тексты (а Синодик вообще посвящается христианским подвижникам и читается в церкви в неделю православия во время великого поста) адресовались герою, личность которого уже в начале XVII в. окружали малопривлекательные для церковного писателя легенды. В народных исторических песнях Ермак - каспийский разбойник и едва ли не бунтовщик. " .Правою рукою у него был Стенька Разин, а за Стенькою Разиным Ванька Каин, Иван Мазепа, Гришка Отрепьев", - так говорится о победителе Кучума в одном из таких текстов. Народное сознание словно не может поверить, что мифические окраинные земли были завоеваны в результате спланированной правительственной акции, и доверяет эту миссию типичному своему герою - отщепенцу и маргиналу. В него-то, сообразно народной логике, и превращается фольклорный Ермак.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия
Степень становления абсолютизма в России - это процесс длительный и достаточно противоречивый. В нем можно выделить три основных периода: первый - утверждение абсолютизма и оформление абсолютной монархии в первой четверти XVIII века; вт ...

Философские и идейные течения в эпоху возрождения
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дун ...

Западничество и славянофильство в истории русской культуры
Длительные споры относительно роли и места России в мировом цивилизационном процессе, в истории мировой культуры, особенно усилившиеся в XIX веке, убедительно свидетельствует о пробуждении национального самосознания. Они привели к появлен ...