Эволюция традиционного китайского жилища

Статьи » Эволюция традиционного китайского жилища

Страница 4

Таким образом, с точки зрения типологии жилища западная часть центральной зоны оказывается более тесно связанной с западной, нежели с циньванчжаем.

Однако жилище, зафиксированное в слое Мяодигоу II, относится к совершенно иному типу, нежели в циньванчжае. Это, по-видимому, указывает на то, что возникновение раннего луншаня в среднем течении Хуанхэ не было результатом лишь трансформации местного варианта культуры крашеной керамики. В процессе формирования луншаня принимал участие еще какой-то компонент, вероятнее всего, более северного происхождения. Этим объясняют тот факт, что раннее луншаньское жилище – полуземляночного типа, который к этому времени перестал существовать в долине Хуанхэ. Он был вытеснен наземными жилищами.

б) На протяжении нескольких тысячелетий типы жилища, распространенные на Среднекитайской равнине эволюционировали прежде всего в плане вертикального развития – от жилища углубленного в землю, к наземному, а затем – к строению, возводимому на стилобате.5 Как показывают археологические исследования, представители низших слоев общества жили в эпоху Инь по-прежнему в полуземлянках. Внешним же признаком социального статуса знати были жилища, сооружаемые на утрамбованной земляной платформе, т.е. стилобате.4

Значительно изменились за долгое время техника возведения жилищ и соответствующие материалы. Если в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в Инь получает распространение техника трамбовки земли, использовавшаяся для сооружения как стилобата, так и стен. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую, затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась:

“досками место для стен обнесли,

крепко меж досок набили земли [Шицзин]”

Крыши в то время по-прежнему сначала обмазывались глиной, а затем крылись тростником, соломой или другим сходным материалом.

Начало изготовления черепицы относится в Китае к X-IX векам до н.э. В частности, поблизости от столицы Чжоу было найдено большое скопление обломков черепицы раннечжоуского времени. Широкого применения она не получила.5

Несмотря на значительные изменения в строительной технике, древнекитайское жилище сохраняло некоторые существенные черты, сформировавшиеся еще в глубокой древности и просуществовавшиеся почти в неизменном виде вплоть до рассматриваемого времени.

О зданиях иньского времени можно судить по их сохранившимся основаниям. Известно, что под столбы каркаса иньцы подкладывали каменные базы. Данные “шицзина” и “цзочжуаня” прдчеркивают, что дом не может существовать без продолных балок и поддерживающих их столбов – колонн. При описании строительства храма прежде всего упоминается о столбах и балках:

Нынче по склонам на гору Цзин-шань поднялись: сосны и туи на ней устремились ввысь. Мы их срубили, сюда привезли, а потом, их окорив, обтесали стволы топором. Толстые балки длинны оказались такой, как надлежало. Со множеством мощных колонн храм завершили… (Шицзин)

Жилое помещение представляло в эпоху бронзы прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света таким образом, что длинная сторона его, где был расположен вход, была обращена к югу. Основу каркаса составляли расположенные по периметру столбы. На них находились балки – две поперечные и три продольные. Слеги, закреплявшиеся на продольных балках, составляли основу крыши. Наиболее типична была двускатная крыша. Широкое распространение получает кровельная черепица двух видов – плоская и полуцилиндрическая.

Как и ранее, древнекитайское жилище воздвигалось прямо на грунте, однако состоятельные слои общества предпочитали строить дома на стилобате. Для того чтобы попасть в такой дом, нужно было подняться по ступеням, ведущим к главному входу. Эта особенность конструкции жилища нередко использовалась в метафорах и сравнениях: “Авторитет правителя подобен залу, его подданные – ступеням, а простолюдины – основанию дома.”

Внутренняя планировка жилища отражала уровень благосостояния хозяев. Идеалом, к которому стремился каждый состоятельный хозяин, была трехкамерная планировка: центральная комната служила местом приема гостей, две боковые – внутренними покоями.

Особенности природных условий в южной зоне (жаркий субтропический и тропический климат, значительная влажность) обусловили возникновение здесь специфических форм жилища, хорошо приспособленных к внешней среде. Наиболее характерной для этой зоны стали свайная конструкция.

Археологические находки остатков древнейших жилищ, обладающих признаками свайной конструкции, были сделаны в 1973 году во время раскопок поселения около Хэмуду. В культурном слое этого поселения, относящегося к южному варианту культуры цинмяньчан и датируемого V тысячелетием да н.э., обнаружено большое число деревянных деталей жилищ.

Широкое распространение свайных построек было характерно для территории современного Южного Китая и севера Вьетнама в эпоху бронзы. Описания свайных жилищ, бытовавших у предков тайских и мон-кхмерских народов, содержаться в китайских исторических источниках V-X веков. Так, в династийной истории “цзютаншу” (X век) следующим образом характеризуются особенности жилищ народа ляо: “Испарения почвы во множестве вызывают здесь злокачественную лихорадку, а в горах растут ядовитые травы и водятся вредные насекомые и змеи. Поэтому люди живут в свайных постройках; для того чтобы попасть в них, необходимо подниматься по лестнице.” В источниках этого времени отмечается также, что пространство под сваями используется в таких жилищах как помещение для скота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...

Региональные газеты
Региональные или провинциальные газеты - это газеты, которые выходят за пределами Лондона. Исключая общенациональную печатную индустрию, сам Лондон обладает одной главной газетой ("Evening Standard") с ежедневным тиражом около 4 ...

Искусство России ХVIII века
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Та ...