Эволюция традиционного китайского жилища

Статьи » Эволюция традиционного китайского жилища

Страница 1

Жилище – это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы.

“Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе.” Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и общественного быта, верований, искусства.

Одной из наиболее древних форм жилища является щит, или заслон, которым первобытный человек, останавливаясь в поисках пищи в каком-либо месте на короткое время, защищал свой костер от ветра и дождя. Сверху всегда оставалось отверстие для выхода дыма. Позднее, в условиях умеренного, жаркого и теплого пояса человек стал выбирать для жилья природные пещеры в скалах, подходящие для жизни. Из древних китайских источников известно, что существовали две первобытных формы жилища: гнезда и пещеры.

Письменные источники дают возможность представить, как создавались гнездовые жилища – главная форма жилища в условиях жаркого пояса.

При помощи каменных топоров люди делали на дереве развилину – опору для гнезда – и устилали ее листьями и травой. Сверху устраивали густой полог из веток и листьев, защищавших от дождя и ветра. Сначала устраивали навес на одном большом дереве, затем стали объединять несколько небольших соседних деревьев и между ними делали гнездовое жилище. Постепенно люди научились срубать деревья и на подходящем для жилья месте строить гнездовые жилища из обработанных человеком стволов, Такие гнезда часто сооружались по берегам сырых и топких болот при этом использовался метод забивки, между столбами устраивалась жилая комната.

В палеолите существовали также жилища на открытой местности – большие круглые, овальные дома, каркас которых составляли кости крупных животных. Сверху каркас покрывали шкурами зверей. Очагов в жилище было много. Самые ранние – дома с одним очагом, затем с двумя, тремя и так далее. Увеличение числа очагов в больших домах отражало деление большой семьи на малые семьи.

Первичная общественная ячейка – община – состояла из нескольких семей, которые часто жили в больших жилищах (10 на 15 метров).

В то время существовали переносные жилища для охотников, вынужденных следовать за передвигавшимися животными. Остатки этих жилищ – круглые земляные насыпи или каменные валы диаметром 3-4 метра. На такую насыпь ставили колья, которые покрывали шкурами животных. Элементы этого дома могла легко переносить небольшая группа людей даже без использования саней или животных.

С течением времени люди перешли к оседлому образу жизни. Постоянные жилища появились тогда, когда люди смогли обеспечить себя определенным пропитанием.

Переселяясь, люди несли на новые места свою культуру, материальную и духовную. Жилище – один из важнейших элементов материальной культуры каждого народа. Оказавшись в новых условиях, люди старались использовать свои прежние знания и опыт в строительстве.

На разных этапах развития общества жилище выполняло разнообразные функции. Первоначально оно служило для изоляции людей от неблагоприятных природно-климатических условий. На протяжении длительного времени жилище сохраняет ряд традиционных функций, выступая как место ведения домашнего хозяйства, приготовления и потребления пищи, удовлетворение различных бытовых нужд.

Разнообразие типов жилища определяется прежде всего особенностями хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических регионов.

Огромная протяженность Китая, как в меридиональном, так и в широтном направлении, разнообразие рельефа и климатических условий, неравномерность социально-экономического развития разных районов вызвали возникновение в этой стране многих хозяйственно-культурных типов, из которых большинство существовало здесь в конце XIX – начале XX веков, и существует в настоящее время, другие же сохраняются только в форме отдельных пережитков. Территория современного Китая может быть отнесена к двум крупнейшим историко-этнографическим регионам: весь восток страны, тяготеющий к Тихому океану, принадлежит к Восточноазиатскому региону, тогда как ее западная часть (почти вся Ганьсу, внутренняя Монголия, Тибет, Нинся-Хуэйский и Синьцзян-Уйгурский регионы) входит в состав Центральноазиатского региона. На востоке Китая отчетливо выделяются две историко-этнографические области – северокитайская с умеренным относительно сухим климатом, и южнокитайская с более теплым и влажным климатом, местами имеющим субтропический характер. Граница между этими областями проходит примерно по водоразделу между Хуанхэ и Янцзы. Крайний юг Китая (провинции Фуцзянь, Гуандун, Гуанси и Юньнань, а также остров Тайвань) историко-этнографически теснейшим образом связаны с соседними Юго-Восточноазиатским регионом, к которому он принадлежал по крайней мере до первых веков новой эры. В пределах Центральноазиатского историко-этографического региона могут быть выделены Монгольская, Восточно-туркменская (Синьцзянская) и Тибетская области. В Китае в наши дни чисто кочевых этнических общностей нет. Подавляющее большинство народов страны, включая в первую очередь самих китайцев (хань), издавна ведёт оседлый образ и принадлежит к развитым хозяйственно-культурным типам с пашенным земледелием, в составе которых могут быть выделены типы с интенсивной обработкой земли, огородничеством, садоводством и ограниченной ролью скотоводства (преимущественно на северо-востоке), с интенсивным орошаемым земледелием (главным образом заливной рис) и очень слабым развитием скотоводства (преимущественно на юго-востоке), с пашенным иригационным земледелием и заметным развитием скотоводства в условиях аридной зоны (в первую очередь на западе). У всех народов Китая, принадлежащих к перечисленным выше хозяйственно-культурным типам, господствуют постоянные, хотя и разнообразные жилища, большей частью отличающиеся сложностью архитектурных приемов и внутреннего членения. У некоторых малых народов Гуанси, Гуйчжоу, Юньнани и Южного Тибета, а также острова Тайвань пережиточно сохраняются варианты хозяйственно-культурных типов палочно-мотыжных земледельцев теплого пояса с подсечно-огневым земледелием и конструктивно более простым, нередко свайными жилыми постройками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Православная церковь и армия
Первым в истории нашего отечества, кто ввел традицию освящения русского воинства, был Владимир Мономах. Именно с этого времени, выступая в поход или осаждая город, все воины исповедовались и причащались, и поэтому, они шли бесстрашно на с ...

Причины принятия восточного христианства
Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общест ...

Псковские иконы
Анализ иконы «Cошествие во ад» из Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника направлен в первую очередь на рассмотрение художественного языка и методов работы древних мастеров Пскова для послед ...