Эволюция традиционного китайского жилища

Статьи » Эволюция традиционного китайского жилища

Страница 5

в) Если в эпоху древности жилище могло существовать самостоятельно, то уже в первые века нашей эры оно стало являться неотъемлемой частью усадьбы.

Усадьба была основной единицей застройки как сельского поселения, так и города. Окруженная стеной, она была изолирована от внешнего мира. Простейший тип усадьбы состоял из двух жилых помещений, соединенных вместе в виде буквы “Г”. Часто к ним присоединялось еще отхожее место, и, будучи дополнена стеной – забором, такая усадьба получала в плане форму квадрата и представляла собой замкнутый дворик.

С течением времени усадьбы становились сложнее. Подсобные и хозяйственные постройки, находящиеся на территории усадьбы, обеспечивали ее обитателям все насущные нужды повседневной жизни.

При всем разнообразии облика усадеб среди них преобладают комплексы с основным жилым помещением.

Деревянная модель жилого дома, обнаруженная в погребении XI века близ Факу, детально воспроизводит конструкцию типичного для того времени богатого жилища.

Основу каркаса дома составляли расположенные по периметру прямоугольника (259 см * 168 см) четыре угловые и шесть промежуточных колонн – столбов высотой 102 см.

Столбы каркаса были поставлены в доме не абсолютно вертикально, а с небольшим наклоном внутрь здания. Крепившееся на столбах каркаса балочное перекрытие поддерживало крышу, представлявшую собой комбинацию двускатного и четырехскатного вариантов.

В окна, занимавшие всю ширину проемов между промежуточными и угловыми колоннами, были вставлены рамы с шестью вертикальными планками (с внутренней стороны к рамам прибивались тонкие дощечки, имитировавшие оконную бумагу). Двустворчатая дверь подвешивалась к промежуточным фасадным колоннам на четырех металлических петлях.

Весьма характерны окружавшая дом открытая галерея с резной балюстрадой, а также украшавшие конек крыши керамические изображения мифических животных. Формы и размеры этих украшений были строго регламентированы уже с VI века.

Сельское жилище отличалось своей простотой. Стены домов были сделаны из плетеного бамбука или камыша и поэтому толщина их невелика; сверху их обмазывали глиной и белили.

Бамбук использовался и для изготовления оконных рам. На крышах некоторых домов циновки, закрепленные на деревянных местах. Выступая за край крыши, они предохраняли стены от прямых струй воды в дождливую погоду. Циновки и щиты из плетеного бамбука применялись и для сооружения заборов.

Одним из важнейших изменений в интерьере жилища стал распространившийся в Северном Китае обычай сооружать отапливаемую лежанку – как, характерную для современного традиционного северокитайского жилища.

Древним китайцам отопительные приспособления типа кана были неизвестны.6

На кане все члены семьи проводят значительную часть времени – спят, едят, работают и отдыхают. На нем подсушивают отсыревшею муку, крупу, зерно и т.д. Кан застилается циновками, сплетенными из тростника. Иногда весь кан застилают одной большой войлочной подстилкой, которую стелят прямо на глиняную штукатурку кана.8

Хотя применение кана и стало со временем неотъемлемой чертой быта северных китайцев, к коренным изменениям в китайском интерьере привело появление других предметов домашней обстановки, ранее совершенно не свойственных китайскому жилищу, - стола ни высоких ножках и стульев.

Вплоть до первых веков нашей эры вся совокупность навыков бытового поведения древних китайцев была связана с использованием пола как основного уровня жилого пространства. Манера сидеть на циновке, постеленной прямо на полу или на низеньком топчане, обуславливала полное отсутствие мебели, сколько-нибудь значительно возвышавшейся над поверхностью пола: ели древние китайцы на невысоких столиках, домашние вещи хранили в сундуках или плетеных корзинах и т.д.

В III-VI веках у древних китайцев распространился обычай пользоваться раскладными сиденьями, на которых сидели, не подогнув под себя ноги, а свесив их вниз. Однако в это время такого рода сиденья еще не стали постоянными компонентами интерьера: ими пользовались либо вне дома, либо в сугубо неофициальной обстановке, складывая и убирая их после употребления. Распространение обычая сидеть в жилом помещении на стульях повлекло за собой изменения в других предметах домашней обстановки. Это коснулось прежде всего стола: начиная с X-XI веков в употребление входят столы на ножках.

Столы на высоких ножках стали употребляться не только для трапезы, но и для приготовления пищи. В предшествующее время китайцы готовили обед сидя на полу.

Поскольку пол перестал теперь быть основным “культурным горизонтом” интерьера, не только столы, но и другие предметы обстановки обнаруживают тенденцию к увеличению своей высоты и, таким образом, приподнимаются над поверхностью пола. Это относится, в частности, к сундукам, в которых хранили домашний скарб.6

Анализ китайского интерьера ведется на трех уровнях: первый уровень отражает фундаментальные представления о мироустройстве, на втором – определяется место и роль человека в космосе, третий уровень характеризует отношение человека к природе и обществу. Единство этих трех уровней представляет собой образ действительности, который моделируется в китайском интерьере.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Проблема свободы в музыке романтической эпохи
Хотя романтизм коснулся всех видов искусства , однако более всего он благоволил к музыке. Немецкие романтики создали настоящий ее культ ; у них была почва, они были современниками и наследниками великой немецкой музыки – И.С. Баха, К.В. Г ...

Творческая зрелость. Живопись 1494-1514
Первая значительная работа Дюрера серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами первые «чист ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...