Аналитическая часть
Композиционная схема в «Поклонении младенцу Христу» Мариотто Альбертинелли представляет собой треугольник, вписанный в окружность, смещенный чуть влево. Круговое движение, касаясь линии затылка Иосифа, спускается по спине, вторит очертаниям фигуры Христа, переходит по складкам плаща Марии и силуэту ее головы и возвращается в исходную точку. Этот мотив, словно эхом, повторяется в архитектурных аркадах. Художник вводит несколько вертикальных линий - колонны и архитектурные членения фасада здания второго плана. В круг заключен треугольник, вершинами которого являются кисти рук Марии, младенца и Иосифа. Персонажи ведут «безмолвную беседу». В этом произведении появляется крепкая связь между главными фигурами. Композиция целостна. Центральное место Христа акцентировано расположением в пространстве тондо между Марией и Иосифом. Он является средоточием взоров склоняющихся к нему родителей. Младенец, в свою очередь, объединяет фигуры Мадонны и Иосифа в единое целое и композиционно, и сюжетно.
Для создания иллюзии глубины пространства художники используют различные приемы. В «Поклонении младенцу Христу» Филиппино и Мариотто изображают пологие склоны гор, уходящих вдаль с очертанием города. Пьеро ди Козимо изображает извилистую дорогу, поднимающуюся к холму, благодаря чему создается ощущение непрерывности пространства. Подобный мотив был распространен в нидерландской живописи XV века. Во флорентийской школе, например, у Альбертинелли существует некоторая дробность планов.
Говорить о светотеневом решении «Поклонения младенцу Христу» Филиппино Липпи довольно сложно. Художник не стремился к созданию иллюзии объемности фигур. Он помещает источник света в нижней части слева. Филиппино Липпи отказывается от контрастных теней. Свет рассеянный, мягко окутывает фигуры, создавая впечатление легкости и эфемерности. Художник изображает золотой луч, направленный на младенца. Живописец прибегает к введению света не реального, природного, а символического, трансцендентного, который не подчиняется логическим земным законам. Филиппино Липпи наполняет произведение обилием тонких золотых линий - ассистов вокруг фигуры младенца Христа и в одеждах ангелов и Марии. Подобные приемы применялись художниками Средневековья, в отличие от мастеров Высокого Возрождения волновали проблемы светотени. Они становятся наиболее значимыми для творцов Ренессанса после композиционного построения, отодвигая на второй план колористическое решение.
Так, например, Пьеро ди Козимо в «Поклонении младенцу Христу» под влиянием нидерландских художников создает необычное для мастеров флорентийской школы освещение. Он размещает фигуры первого плана в темном интерьере, выхватывая их направленным довольно ярким светом, источник которого расположен в верхней части справа. Однако художник не прибегает к контрастным теням, мягко моделируя фигуры, придавая округлость формам и создавая иллюзию объемности. Второй источник света расположен на дальнем плане, справа. Он создает контраст между темным помещением и ярко освещенным пейзажем, который виден в дверном проеме. Таким образом, Пьеро ди Козимо стремился к созданию впечатления глубины пространства.
Это интересно:
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Cретенке
С крещением Руси в IX в. Началась ее новая история. Князь Владимир-«Красно солнышко»- первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом ,после многих лет язычества и ...
Работы Микеланджело в живописи
По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптором, хотя наиболее грандиозные его замыслы были реализованы в живописи. При этом даже в живописи Микеланджело оставался скульптором: для него все совершенство и величие с ...
Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI - XIII веков
Изучение древнерусского общества, как и любого другого, невозможно без ответа на вопрос о том, как сам человек воспринимал окружающий мир и свое положение в нем. На современном этапе развития исторической науки это стало общепризнанным фа ...
