Страница 2

Основное композиционное движение кругообразное, вторящее форме тондо. Начинаясь с кроны дерева, проходя от плеча к локтю левого ангела, затем, касаясь кистей рук стоящего на коленях в зеленом одеянии, по линии спины младенца, повторяет изгибы складок плаща Марии и завершается, скользя по руке правого «небесного посланца». Центром этого кольца является фигура Мадонны. Ее доминирующее положение выделено как символически, так и композиционно. Еще одну воображаемую дугу можно провести, касаясь голов фигур ангелов. Это движение получает экстраверсивный характер. Оно выдвигает на первый план фигуры Марии с младенцем, выделяя из общего сонма ангелов. Филиппино Липпи изображает довольно широкое пространство на первом плане, устанавливая дистанцию между зрителем и Мадонной с Христом. Художник подчеркивает их недосягаемость, словно это видение.

Объединяющим элементом всего композиционного решения является система, образованная двумя правильными треугольниками. Первый - большой, вершиной которого является солнечный диск, образуется линиями, совпадающими с очертаниями фигур двух парящих ангелов. Нижняя сторона проходит от левого конца ступеней парапета к правому. Вершиной второго треугольника, меньшего по размеру, является голова фигуры Марии. Сторона его совпадает с очертаниями плеча левого коленопреклоненного, затем, касаясь, проходит по руке второго и заканчивается у его ноги. Другая сторона - проходит по нижним краям одежд Мадонны и «небесных посланников». Третья - поднимается по линии фигуры правого ангела через шлейф Марии, который он держит в руках, и плечо другого к вершине. Этот ритм треугольников не только соединяет всю композицию, но и придает ей общую направленность вверх к «божественному» свету, который пробивается сквозь облака.

Несколько иначе решена композиция «Поклонения младенцу Христу» Пьеро ди Козимо. Художник отказывается от кругообразного движения, предпочитая вертикальное разделение, как и в первом произведении, но объединяющим элементом служит условный треугольник, соответствующий расположению кисти рук персонажей. В этой работе разделяющие линии соответствуют очертаниям стен дверного проема. В правой части находятся две фигуры ангелов. В левой - коленопреклоненная Мария. В центре представлен сидящий младенец Христос. Иоанн Креститель изображен между Мадонной и Иисусом, находясь в промежуточной зоне; соединяя их, он сохраняет целостность композиции.

Жесты персонажей первого плана образуют воображаемый равносторонний треугольник. Одна вершина находится в молитвенно сложенных ладонях Марии, затем спускается к кистям рук Иоанна и направляется к младенцу. Вторая берет свое начало у рук Христа и заканчивается у кончиков пальцев крайнего правого ангела. Третья линия проходит, касаясь кистей «божественных посланцев», и возвращается к жесту Марии. Этим воображаемым треугольником художник словно соединяет три части композиции. Козимо отказывается от четкого выделения смыслового центра, не обозначая его ни масштабом, ни пространственным положением, ни сосредоточивая устремленные взгляды персонажей на нем. Он изображает коленопреклоненную Марию в одном масштабе с фигурами ангелов, однако она слегка отодвинута вглубь. На первом плане представлен младенец Христос. Его взгляд отведен в сторону от Мадонны и Иоанна Крестителя. Посланцы небес изображены в отдалении, задумчиво глядящими на Христа, в отличие от ангелов, которые непосредственно принимают участие в сцене Поклонения в произведении Филиппино.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Государство и церковь в истории России
Западное христианство и государство. Западное христианство исторически сложилось как подобие государства в государстве, со своей жесткой иерархией, властным единоначалием, строгой внутриконфессиональной дисциплиной. Отсюда - конкурентная ...

И. Кант и основы классического понимания культуры
Теоретические представления о культуре, которые вызревали в недрах европейской философии и гуманитарного знания в целом, получили свое наиболее ясное выражение в классической немецкой философии. Представления о культуре, выраженные просве ...

Централизованная власть как общественный идеал в истории России
Как мы уже установили, черты, характерные для русского самодержавия, существовавшего как политический институт с XV века до Октябрьской революции, потенциально присутствовали уже задолго до его становления как социально-политического фено ...