Аналитическая часть
Филиппино Липпи совмещает в своих работах некоторые композиционные приемы Средневекового искусства и Возрождения. Художник избирает форму тондо, характерное для произведений эпохи Ренессанса. В период создания Липпи «Поклонение младенцу Христу» Сандро Боттичелли написал «Мадонну с гранатом»[xlvii] и «Магнификат»[xlviii] также в форме тондо. Влияние этого художника сказалось на творчестве Филиппино Липпи, который наполняет свои работы символами, отходит от пропорционального канона, достигает изысканности и декоративизма. Однако, Филиппино Липпи избирает сравнительно небольшой размер. Вероятно, «Поклонение младенцу Христу» было предназначено не для огромного церковного пространства, а рассчитано на более интимную обстановку частной домашней церкви или покоев патриция, представителя медичейского круга Флоренции, к которому принадлежал и сам Филиппино. Необходимо еще раз подчеркнуть, что тондо сама по себе уже является эффектной и декоративной. Вся система ренессансной орнаментики была подчинена мягким круглящимся линиям. Фигура человека с ее плавными очертаниями главенствовала в любой композиции. Естественно, что форма тондо избиралась художниками, когда им хотелось достичь впечатления особой гармоничности.
Отходя от возрожденческой традиции, диктующей господство в композициях человеческой фигуры, выделенной размером, которой подчинялось все пространство, Филиппино отодвигает группу Марии с ангелами от нижнего края вглубь. В отличие от Сандро Боттичелли, художник так размещает фигуры, что они изображены почти в полный рост. Кромка не срезает края драпировок или частей тела. Это достигается за счет уменьшения их размеров. Фигуры гармонично сливаются с окружающей средой, не доминируя в ней. Вероятно, этим приемом Филиппино хотел еще раз подчеркнуть, что Поклонение совершается не на земле, а в раю.
«Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи - это центрическая композиция, стремящаяся к симметрии относительно вертикальной оси. Главным сосредоточением всех силовых линий является фигура Марии. Художник разделяет пространство произведения по горизонтали на три почти равные зоны, планы. Верхняя - небо. Она отделена дугообразной линией горизонта. В среднюю зону Филиппино Липпи помещает фигуры Марии и ангелов, выделяя Мадонну масштабом. Таким образом, художник подчеркивает ее главенствующее положение, как Царицы Небесной. Фигуры ангелов расположены вокруг, акцентируя ее центральное положение. Граница нижней части совпадает с очертаниями ступеней парапета. В этой зоне светлым пятном на темной траве выделяется фигура младенца. Она отделена от остальных. Очертания младенца не соприкасаются с другими фигурами. Вероятно, художник хотел сосредоточить внимание на исключительном положении Христа, его значении, божественной сущности и обреченности на страдания. Связующим элементом горизонтальных членений является пробивающийся сквозь облака золотой луч, который падает на младенца. Вертикальное разделение также подчиняется принципу трехчастности. Граница правой зоны соответствует направленности движения сверху вниз от башни на дальнем плане и проходит от плеча к локтю ангела в красном одеянии. В этой части изображены фигуры двух ангелов: держащего подол плаща Марии и парящего в пространстве. Центральная зона отделена от левой воображаемой линией вторящей вертикали ствола дерева дальнего плана и проходящей, слегка касаясь очертаний крыла, локтя и складок одежды коленопреклоненного ангела. В средней части изображена Мадонна с младенцем, а в боковой - группа из трех ангелов. Филиппино применяет прием вертикального разделения пространства для концентрации внимания на главном - Марии и младенце. Этой цели подчинены и еще несколько горизонтальных линий, как, например, перила веранды, которые являются средней линией, берег моря, парапет с лежащей на нем книгой. Они напоминают П-образную форму, обращенную на зрителя, направляющая взоры к Мадонне. В центре построения находятся сложенные в молитвенном жесте руки Марии. Здесь концентрируется смысл всего произведения.
Это интересно:
Творчество Тициана
Творческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, алл ...
Цыганский барон как объект лингвистического анализа
Выражения цыганский барон нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как черное золото 'нефть', царица полей 'кукуруза', или даже ...
Телепузик как герой нашего времени
Телевидение всё более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наи ...