История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Статьи » История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Страница 8

В 80 – 90 годах происходят сдвиги в развитии промышленности. Строительство предприятий растёт в ускоренном темпе, что было связано с открытием в 1875 году Ростово-Владикавказской железной дороги. От этой дороги через Екатеринодар в 1888 году была проложена железнодорожная линия до Новороссийска, в 1894 году Владикавказская дорога была доведена до Каспия (город Петровск), а вслед за тем Екатеринодар соединяется со станицей Кавказской. Это очень облегчило экспорт и импорт. В Майкопе в 1895 году насчитывалось уже 370 промышленных предприятий, в 90-х годах появился чугунолитейный завод, но железнодорожной связи с другими городами Майкоп ещё не имел. Только в 1908 году было принято решение о строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги с веткой на Майкоп (232 версты). 12 декабря 1910 года в Майкопе торжественно встречали первый поезд.

Некоторое развитие промышленность получила в последнем десятилетии 19 века и в адыгейских аулах, в них действовали мельницы, маслобойни, бондарские и кирпичные заводы и одна ваточная фабрика.

Горнодобывающая промышленность была развита слабо. В станицах Абадзехской, Царской и др. разрабатывался известняк, но никто не занимался разработкой гранита и порфира, которыми была богата эта территория.

С развитием капитализма на Северном Кавказе оживилась торговля с центральной Россией. Из России шли мануфактурно-галантерейные, бакалейно-гастрономические, химические товары, сельскохозяйственные машины и орудия, бумажные изделия и тому подобное. Из Кубанской области везли в Россию зерно, муку, табак, овощи, фрукты, нефть, кирпич, цемент… Адыги торговали так же с соседними областями Северного Кавказа, бойкая торговля шла и среди адыгских обществ. Главные предметы торговли – хлеб и др. продукты земледелия, а также скот, шерсть, кожи. Торговля велась на базарах и ярмарках Екатеринодара и Майкопа и в аулах. Развитию торговли способствовало и строительство железных и шоссейных дорог. В последующие годы (до 1914 года – начала Первой мировой войны) в кубанской области происходило бурное развитие капиталистических отношений.

Широкое распространение получает мукомольная промышленность. Появляются паровые мельницы, сильный толчок развитию которых дало железнодорожное строительство, активизировавшее товарное производство, расширив рынки сырья, рабочей силы и сбыта продукции.

Видное место в обрабатывающей промышленности Кубани занимало маслобойное производство. Появились крупные паровые заводы, как, например, завод братьев Аведовых, который работал на 18-ти гидравлических прессах и перерабатывал ежедневно до 25 тысяч пудов маслосемян, он имел собственные плантации подсолнуха. По производству подсолнечного масла Кубань в начале ХХ века заняла первое место в стране. Оно поставлялось на рынки Москвы, Петербурга, внутренних губерний.

Из других производств пищевкусовой промышленности выделялись винокуренные и пивоваренные заводы.

Одним из условий роста крупной машинной индустрии было развитие строительной промышленности. И на Кубани появляются, наряду с мелкими мануфактурами, крупные кирпичные заводы, обладавшие признаками индустриального предприятия. Таким был завод в станице Таманской, где кирпич обжигался в кольцевой печи непрерывного действия, воплощавшей технический переворот и переход на индустриальную стадию (изобретение инженера Гофмана).

Пореформенные годы стали переломными и в развитии нефтяной промышленности, когда совершился переход от мануфактурной стадии к продуктивному использованию машин. Первым предпринимателем, вложившим свои капиталы в организацию добычи нефти на Кубани, был отставной полковник А. Н. Новосильцев. Потерпев неудачу на Тамани, он продолжал поисковые работы на новом месте – в долинах рек Кудако, Псебепс и Псиф. Поиски увенчались успехом. Годом рождения не только Кубанской, но и всей отечественной нефтяной и газовой промышленности принято считать 1864 год, когда впервые перешли от ручного способа бурения скважин к механическому ударному. И всё же развитие нефтяной промышленности шло противоречиво: с одной стороны, открывались обширные и богатые нефтеисточники, а с другой – добыча была незначительной и конкуренции Бакинских и грозненских нефтепромышленников не выдерживала. Оживление в развитии нефтяной промышленности вызвало открытие майкопского месторождения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

Новиковский период в истории просвещения
После роспуска Уложенной комиссии главной трибуной передовой общественно-политической мысли стали сатирические журналы Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец», издававшиеся им в 1769—1773 гг. Не выяснено, кто писал отдельные статьи: Новико ...

Инки
Другим великим государством доколумбовой Америки была империя инков, или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, ...

Гравюры Альбрехта Дюрера
Самым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера. В 1486 году он поступил ученикомв мастерскую М. Вольгемута. В 1492 году посетил мастерскую недавно умершего Мартина Шо ...