История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Статьи » История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Страница 8

В 80 – 90 годах происходят сдвиги в развитии промышленности. Строительство предприятий растёт в ускоренном темпе, что было связано с открытием в 1875 году Ростово-Владикавказской железной дороги. От этой дороги через Екатеринодар в 1888 году была проложена железнодорожная линия до Новороссийска, в 1894 году Владикавказская дорога была доведена до Каспия (город Петровск), а вслед за тем Екатеринодар соединяется со станицей Кавказской. Это очень облегчило экспорт и импорт. В Майкопе в 1895 году насчитывалось уже 370 промышленных предприятий, в 90-х годах появился чугунолитейный завод, но железнодорожной связи с другими городами Майкоп ещё не имел. Только в 1908 году было принято решение о строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги с веткой на Майкоп (232 версты). 12 декабря 1910 года в Майкопе торжественно встречали первый поезд.

Некоторое развитие промышленность получила в последнем десятилетии 19 века и в адыгейских аулах, в них действовали мельницы, маслобойни, бондарские и кирпичные заводы и одна ваточная фабрика.

Горнодобывающая промышленность была развита слабо. В станицах Абадзехской, Царской и др. разрабатывался известняк, но никто не занимался разработкой гранита и порфира, которыми была богата эта территория.

С развитием капитализма на Северном Кавказе оживилась торговля с центральной Россией. Из России шли мануфактурно-галантерейные, бакалейно-гастрономические, химические товары, сельскохозяйственные машины и орудия, бумажные изделия и тому подобное. Из Кубанской области везли в Россию зерно, муку, табак, овощи, фрукты, нефть, кирпич, цемент… Адыги торговали так же с соседними областями Северного Кавказа, бойкая торговля шла и среди адыгских обществ. Главные предметы торговли – хлеб и др. продукты земледелия, а также скот, шерсть, кожи. Торговля велась на базарах и ярмарках Екатеринодара и Майкопа и в аулах. Развитию торговли способствовало и строительство железных и шоссейных дорог. В последующие годы (до 1914 года – начала Первой мировой войны) в кубанской области происходило бурное развитие капиталистических отношений.

Широкое распространение получает мукомольная промышленность. Появляются паровые мельницы, сильный толчок развитию которых дало железнодорожное строительство, активизировавшее товарное производство, расширив рынки сырья, рабочей силы и сбыта продукции.

Видное место в обрабатывающей промышленности Кубани занимало маслобойное производство. Появились крупные паровые заводы, как, например, завод братьев Аведовых, который работал на 18-ти гидравлических прессах и перерабатывал ежедневно до 25 тысяч пудов маслосемян, он имел собственные плантации подсолнуха. По производству подсолнечного масла Кубань в начале ХХ века заняла первое место в стране. Оно поставлялось на рынки Москвы, Петербурга, внутренних губерний.

Из других производств пищевкусовой промышленности выделялись винокуренные и пивоваренные заводы.

Одним из условий роста крупной машинной индустрии было развитие строительной промышленности. И на Кубани появляются, наряду с мелкими мануфактурами, крупные кирпичные заводы, обладавшие признаками индустриального предприятия. Таким был завод в станице Таманской, где кирпич обжигался в кольцевой печи непрерывного действия, воплощавшей технический переворот и переход на индустриальную стадию (изобретение инженера Гофмана).

Пореформенные годы стали переломными и в развитии нефтяной промышленности, когда совершился переход от мануфактурной стадии к продуктивному использованию машин. Первым предпринимателем, вложившим свои капиталы в организацию добычи нефти на Кубани, был отставной полковник А. Н. Новосильцев. Потерпев неудачу на Тамани, он продолжал поисковые работы на новом месте – в долинах рек Кудако, Псебепс и Псиф. Поиски увенчались успехом. Годом рождения не только Кубанской, но и всей отечественной нефтяной и газовой промышленности принято считать 1864 год, когда впервые перешли от ручного способа бурения скважин к механическому ударному. И всё же развитие нефтяной промышленности шло противоречиво: с одной стороны, открывались обширные и богатые нефтеисточники, а с другой – добыча была незначительной и конкуренции Бакинских и грозненских нефтепромышленников не выдерживала. Оживление в развитии нефтяной промышленности вызвало открытие майкопского месторождения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

Формы альпийской горки
Классической формой альпийской горки является округлый холм или насыпь с пологим склоном. Однако можно создать сооружение, представляющее собой нечто среднее между насыпной альпийской горкой и террасированным рокарием. Перепад уровней под ...

Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного антропологического типа чел ...

Положение церкви после Октября 1917 года
Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на всю историю России. Первые декреты советской власти (1917) кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Так, Декретом "О земле" ...