История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Статьи » История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Страница 5

Следует заметить, что в связи с тем, что адыги, начиная с 16 века, стали подвергаться насилию со стороны турецких султанов и крымских ханов, которые опустошали землю, уводили в плен, насаждали ислам (адыги в те времена исповедовали православие), попросили защиты у России и с 1557 года стали считаться добровольно присоединившимися к ней. Окончательное присоединение произошло в 1791 году, и вплоть до конца 19 века Адыгея являлась окраиной России с полуфеодально-патриархальным укладом жизни.

По-прежнему основным занятием адыгов являлось земледелие и скотоводство. Адыгские лошади, статные, лёгкие, выносливые, высоко ценились на рынках Крыма. В качестве тягловой силы применяли крупный рогатый скот. Овцы и козы обеспечивали адыгов превосходной шерстью. Скотоводство носило отгонный характер.

Главной полеводческой культурой по-прежнему было просо. В причерноморской Черкесии население занималось садоводством и виноградарством. Особым вниманием пользовалось пчеловодство.

Широкое распространение получила домашняя промышленность – обработка шерсти, кожи, дерева, шитьё одежды. Выделилось в ремесло производство оружия.

В конце 15 – 17 веков адыги активно вели торговлю с Крымским ханством и Османской империей. Высоко ценились черкесские кинжалы, ножи, стрелы и особенно панцири.

Как и в предыдущий период процветала работорговля. Она обогащала верхушку горского общества, углубляла процесс имущественного и социального расслоения, ускоряла складывание феодальных отношений.

В 18 – первой половине 19 века (эпоха феодализма) адыги составляли население двух территориально-политических образований Северного Кавказа – Черкесии и Кабарды. Основную массу адыгов составляли три народности – шапсуги, абадзехи и натухайцы (3/4 численности адыгов). Общая численность адыгов достигала 700 – 750 тысяч человек. Эпидемии, работорговля, междоусобицы и бесконечные кровопролитные войны с Турцией, Россией и Крымом тормозили рост населения Черкесии и её экономическое развитие.

Адыги в этот период вели полуоседлый образ жизни. Незатухающее пламя междоусобиц, постоянная угроза внешних нападений заставляли целые аулы переходить на новые, необжитые земли, укрываться в малодоступных районах.

Земледелие по-прежнему являлось одной из ведущих отраслей адыгской экономики. Обработка полей производилась с помощью тяжёлого плуга (на равнинах) и сохи (на горных участках), использовались мотыги, серпы, косы, деревянные ступы, ручные мельницы. На приусадебных участках занимались огородничеством, разводили сады.

По-прежнему большое значение имело животноводство, в частности коневодство. Князья и богатые дворяне имели крупные конские заводы.

Определённое значение в экономике адыгов имело и пчеловодство.

Особенных успехов адыги достигли в горном земледелии. Прямоугольные злаковые поля шапсугов, абадзехов и натухайцев, обнесённые живой изгородью из кустарников и деревьев, тянулись вдоль южных склонов гор. Для борьбы с губительными ливневыми потоками копали водоотводные каналы. Но самым замечательным было сооружение на крутых склонах гор земляных площадок для посевов – террас.

Добывающая промышленность была развита слабо. Горное дело сводилось к изысканию залежей железных и свинцовых руд. Железо выплавляли в специальных печах с применением мехов. На территории левобережной Кубани добывались медь, серебро, золото, свинец.

Ремесло в основном по-прежнему носило домашний характер. Мужчины изготовляли конскую упряжь, сёдла, порох, плотничали, отливали пули. Женщины обеспечивали семьи сукном, холстом, одеждой и обувью. Черкешенки прославились как мастерицы золотой и серебряной отделки тканей. Золотошвейное искусство у адыгов самое древнее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личносте ...

Масонство
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод рационализму века Просвещения: разуму противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы — алхимия и кабалистические тол ...

Значение греческой литературы для мировой цивилизации
Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец, перерождение в новые ...