История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Статьи » История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Страница 7

Но экономические связи Черкесии и России носили нерегулярный характер, их развитию препятствовала Кавказская война, длившаяся с 1830 (1817) по 1864 год и закончившаяся трагедией для адыгов. После кровопролитной войны и вынужденного переселения адыгов в Османскую империю (по официальным данным переселено было 470 тысяч человек) численность оставшихся на родине составляла немногим более 60 тысяч человек…

Северный Кавказ перешёл к России. Война принесла обеим сторонам большие бедствия, но в то же время присоединение Северо-западного Кавказа к России привело к окончанию межплеменных смут и уничтожению рабства, стал заметен рост просвещения, обогащение национальной культуры. Усиливались политические, экономические и культурные связи адыгов со славянским населением Кубани, особенно с казаками. Втягивание Северо-западного Кавказа во всероссийский рынок ускорило развитие капиталистических отношений.

Ещё в 1860 году Александр II подписал указ о создании кубанской области. В её состав вошли земли правобережья Кубани, заселённые казаками, и Закубанье с издавна проживавшими здесь горскими народами, в том числе и адыгами. Новая область, площадью свыше 81 тыс. кв. км, с её плодородными землями, с выходом к Чёрному и Азовскому морям, по своему экономическому развитию была, однако, позади многих губерний европейской России. Она бала слабо заселена и освоена.

Отмена в России в 1861 году крепостного права и окончание военных действий в Закубанье открыли широкие возможности для заселения Кубани переселенцами из других губерний России. Тысячи раскрепощённых, но обездоленных крестьян южных районов европейской России устремляются на Кубань в поисках свободных земель. Вслед за ними отправляются и представители различного рода капитала с их предпринимательским и организаторским опытом. Приток крестьян из других губерний сыграл важную роль в экономическом развитии Кубани. Вместе с коренным населением области (казаками, Горцами, местными крестьянами) они освоили и вспахали сотни тысяч десятин целинных земель. Неслучайно уже в 1913 году по валовому сбору зерна Кубань вышла на второе место в России, а по производству товарного зерна на душу населения – на первое место. Переселенцы передавали горцам навыки в сфере товарного производства.

Развитие в России новых капиталистических отношений оказало большое влияние на экономику адыгов. Важнейшей её отраслью стало зерновое хозяйство, которое приспосабливалось крынку.

Если в дореформенный период основной зерновой культурой было просо, то после буржуазных реформ в большом количестве стали производить пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу. Появляются ране малоизвестные культуры – подсолнечник и табак. Горцы продавали большое количество ржи и кукурузы владельцам пивоваренных и винокуренных заводов Екатеринодара и Майкопа.

С 70-х годов происходит распространение усовершенствованных сельскохозяйственных орудий (косилок, жаток и др.)

Под воздействием рынка адыги стали больше выращивать технических культур, в частности льна. Садоводство в пореформенные времена пришло в упадок, оно не было связано с рынком, только в конце 19 века оно начало возрождаться и были основаны первые опытные участки и питомники.

Капиталистические отношения проникли и в скотоводство. Появляется новый тип скотопромышленников. Выводились новые породы лошадей, овец, крупного рогатого скота. Наиболее ценная продукция скотоводства шла на продажу.

Промышленность в 60 – 70 годах 19 века была в зачаточном состоянии: её развитие сдерживалось отсутствием удобных путей сообщения. В 1876 году в Екатеринодарском и Майкопском отделах Кубанской области, где в основном проживали западные адыги, насчитывалось 246 промышленных предприятий, в большинстве полукустарного типа. Большинство из них было занято переработкой сельскохозяйственного сырья.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Это интересно:

Об аристократической и демократической реакции на массовую культуру
Разница между этими двумя тенденциями в критике массового общества и массовой культуры хорошо видна на примере русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Дело в том, что "светлое будущее" Бердяев видел в прош ...

Дом и кров в славянофильской концепции
Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании. Эквиваленты славянского слова «дом» древнееврейский «bait» — обозначали широкий круг понятий: к ...

Йоги
Иностранцу, который прибыл на берега Ганга, конечно, хочется увидеть йогов. Он много слышал о них, читал о чудесах, которые они могут делать. Он останавливается в гостинице и в тот же день из окна своего номера видит длинноволосого худого ...