Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 3

Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью.

Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира. По законам классицизма недопустимо смешение жанров: бытовые детали и сатирические портреты не могли появляться в высоком жанре оды. Но Державин и не соединяет сатиру и оду – он преодолевает жанровость. И его обновленная ода только чисто формально может быть отнесена к данному жанру оды : поэт пишет просто стихи, в которых свободно говорит обо всем, что подсказывает ему его личный опыт, что волнует его разум и душу.

«…Истинный поэт находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону, его дело наводить на все живые краски, привязывать ко всему остроумную мысль… показывать оттенки, которые укрываются от глаз других людей…» (Карамзин , «Аониды» ).

Эти то «обыкновенные вещи» и «оттенки» природы и увлекали сейчас все более Державина. Воспевание радостей жизни, картины семейного частного быта и яркие образы природы наполняют его поэзию, определяют новое направление в его творчестве.

В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит.

Боровиковский в своем произведении – портрете Екатерины 11 также запечатлевал « обыкновенную» сцену и подлинную, невыдуманную природу.

Он представил императрицу пожилой женщиной в теплом салопе, идущей по аллее царскосельского парка в сопровождении левретки. Насколько все изображенное соответствовало действительности и было порождено реальными впечатлениями от жизни, подтверждают стихи с описанием быта Царского села и объяснения к ним Державина.

Летом 1793 года поэт жил в качестве секретаря Екатерины в Царскосельском Дворце.

Под вечер, пишет он о себе в третьем лице, Державин «вышел в

Сад , где по обыкновению в сем часу нашел императрицу прогуливающейся. Она под тению дерев сидела, несколько задумавшись».

В позднейшем стихотворении поэта «Развалины»(1797), написанном под влиянием элегических воспоминаний, возникших у поэта при виде опустевшего Царского Села, Державин, хотя и в условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену :

« А тут прекрасных нимф с полком

В прогулку с легким посошком

Ходила…

По мягкой мураве близ вод…

На восклицающих смотрела

Поднявших крылья лебедей.

На памятник своих побед

Она смотрела: на Алкида,

Как гидру палицей он бьет…»

Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского (оригинал портрета находится в Третьяковской Галерее) : и «легкий посошок» , с которым идет Екатерина «близ вод», и «мягкая мурава» на аллее, и лебеди, и памятник

«Алкиду» – А.Г.Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.

В более раннем стихотворении «Прогулка В Сарском селе (1791) под пером Державина воскресают и прекрасные картины Царскосельского парка. Поэт со своей «Пленирой» проплывает в лодке:

« И как между столпов

И зданиев Фемиды,

Сооруженных ей

Героев росских в славу,

При гласе лебедей,

В прохладу и забаву,

Вечернею порой

От всех уединяясь,

С Пленирою младой

Мы, в лодочке катаясь,

Гуляли в озерке;»

Он видит, как на «стекляны воду» повсюду «вечернею порой» ложится «длинна тень», за лодкой летит «жемчужная струя», «сребром сверкают воды», небо и здания покрываются «багряным златом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Общественно-политическая мысль Древней Руси
В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологий являлось одной из немногих сфер исторической психологии, работа над которыми была ознаменована значительными ...

Три пути самореализации
Способ, с помощью которого майавади хотят осознать Брахман это гьяни-йога (йога знания). Но с помощью лишь теоретического знания нельзя достичь освобождения. Для этого еще нужен бхакги, или преданность. Поэтому, те кто игнорируют бхакги н ...

Изобразительное искусство в поэзии Державина
Гаврила Романович Державин - поэт 18 века. Верной характеристикой данного столетия служат слова Радищева, что оно было «безумно и мудро». В России шли в жизнь идеи, зародившиеся во Франции, возвышавшие человеческие личности, был рост наци ...