Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 4

Предвосхищен колорит будущего портрета Боровиковского.

Определяющим тоном выступает переливающееся зеленовато- жемчужными отсветами синее одеяние Екатерины, находящее отзвук и в голубых тонах неба и в гаснущем цвете зелени.

В портрете Левицкого 1783 года, как и в одах Державина, где воплощался просветительский идеал мудрой просвещенной правительницы, она уподоблялась «земной богине», представлялась «богоподобной» царицей Фемидой в воображаемом идеальном храме правосудия.

Необыкновенно пышное, усложненное аллегориями,

идеализированное изображение Екатерины создал в портрете 1792-93 годов Лампи, повторив его в 1794 году.

Этот стиль изображений соответствовал вкусам императрицы, он служил выражению импозантности и возвышенной величественности – того, что Екатерина желала иметь в своих портретах, призванных приподнимать ее над простыми смертными.

В «Евгению. Жизнь Званская» (1807) – последнем значительном, уже вполне архаичном по стилю и полном шероховатостей в слоге и все же мощном и самобытном по своей выразительности произведении Державина присутствуют удивительно наглядные, предметные и красочные описания.

С предельной достоверностью рисует он те или иные эпизоды и картины своей деревенской жизни, рассказывая, например, как « …к госпоже, для похвалы гостей,

Приносят разные полотна, сукна, ткани,

Узорны образцы салфеток, скатертей,

Ковров, и кружев, и вязани; »,

Как, гуляя, поэт зрит в скотнях, пчельниках или прудах,

«То в масле, то в сотах… злато под ветвями,

То пурпур в ягодах, то бархат – пух грибов,

Сребро, трепещуще лещами ;»

В его имении красят пряжу, когда

«…Иль как на лен, на шелк цвет, пестрота и лоск,

Все прелести, красы, берутся с поль царицы;

Сталь жесткая, глядим, как мягкий, алый воск,

Куется в бердыши милицы.»

В этих описаниях все точно, конкретно и законченно в своем материальном единичном бытии.

Так же и в портрете Боровиковского все эти ткани одежд и человеческая фигура в целом написаны с неотступной верностью их видимой телесной форме, и вместе с тем они неподвижно рисуются на нейтральном, по существу, отвлеченном фоне. Фигура выделяется из него, но при всей своей характерной выразительности воспринимается как нечто изолированное от среды, в себе самой замкнутое и статичное.

Портреты людей, созданные, написанные Державиным, отличаются сходством и верностью оригиналам.

Возвратимся к «Фелице». Так, заказывая Рафаэлю изображение Фелицы, Державин подробно намечает его:

Изобрази ее мне точно

Осанку, возраст и черты…

Это должен быть индивидуальный портрет, в котором сквозь

условный облик Фелицы проглядывает Екатерина 11:

Небесно-голубые взоры

И по ланитам нежна тень…

Коричными чело власами,

А перлом перси осени…

Одеяние на этом портрете также исторически достоверно.

Державин, как сообщает он в «Объяснениях», изображает Екатерину в кирасирских доспехах, надетых ею 28 июня 1762 года, когда она отправилась завоевывать престол «на белом добром коне и сама предводительствовала гвардиею, имея обнаженный меч в руке».

Фелица – просвещенная монахиня и в то же время частное лицо.

Автор тщательно описывает привычки Екатерины, ее образ жизни, особенности характера:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Фелица оказывает покровительство торговле и промышленности, она «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад».

Портрет Александра 1, напротив, изображен Державиным без всяких атрибутов власти, а просто как частное лицо, не лишенное приятности в обхождении:

Белокур, голубоок,

Молод и лицом прекрасен,

Ростом строен и высок,

Тих, приветлив и приятен

Взору, сердцу и уму…

Все девушки, которых пишет уже стареющий Державин – Люсеньки, Верушки, Палаши, Параши – отличаются одна от другой присущими персонально каждой качествами.

Они не просто милы и обаятельны, а имеют свои собственные, индивидуальные и неподражаемые черты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Китаизация буддизма
Распространяясь и укрепляясь буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. ...

Пропорции треугольника
Три канала общественной энергии можно представить в виде своеобразного треугольника. Длина каждой из его сторон будет отражать долю энергии, устремлявшейся по соответствующему каналу. В основании треугольника мы поместим линию витального ...

Клонирование и новый "родильный фольклор"
Новые технологии воспринимаются людьми неоднозначно. Особенно те, которые непосредственно вмешиваются в человеческую жизнь. Информация о них обрастает слухами и мифами. Очень быстро они становятся частью общего фольклора. Для современног ...