Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 4

Предвосхищен колорит будущего портрета Боровиковского.

Определяющим тоном выступает переливающееся зеленовато- жемчужными отсветами синее одеяние Екатерины, находящее отзвук и в голубых тонах неба и в гаснущем цвете зелени.

В портрете Левицкого 1783 года, как и в одах Державина, где воплощался просветительский идеал мудрой просвещенной правительницы, она уподоблялась «земной богине», представлялась «богоподобной» царицей Фемидой в воображаемом идеальном храме правосудия.

Необыкновенно пышное, усложненное аллегориями,

идеализированное изображение Екатерины создал в портрете 1792-93 годов Лампи, повторив его в 1794 году.

Этот стиль изображений соответствовал вкусам императрицы, он служил выражению импозантности и возвышенной величественности – того, что Екатерина желала иметь в своих портретах, призванных приподнимать ее над простыми смертными.

В «Евгению. Жизнь Званская» (1807) – последнем значительном, уже вполне архаичном по стилю и полном шероховатостей в слоге и все же мощном и самобытном по своей выразительности произведении Державина присутствуют удивительно наглядные, предметные и красочные описания.

С предельной достоверностью рисует он те или иные эпизоды и картины своей деревенской жизни, рассказывая, например, как « …к госпоже, для похвалы гостей,

Приносят разные полотна, сукна, ткани,

Узорны образцы салфеток, скатертей,

Ковров, и кружев, и вязани; »,

Как, гуляя, поэт зрит в скотнях, пчельниках или прудах,

«То в масле, то в сотах… злато под ветвями,

То пурпур в ягодах, то бархат – пух грибов,

Сребро, трепещуще лещами ;»

В его имении красят пряжу, когда

«…Иль как на лен, на шелк цвет, пестрота и лоск,

Все прелести, красы, берутся с поль царицы;

Сталь жесткая, глядим, как мягкий, алый воск,

Куется в бердыши милицы.»

В этих описаниях все точно, конкретно и законченно в своем материальном единичном бытии.

Так же и в портрете Боровиковского все эти ткани одежд и человеческая фигура в целом написаны с неотступной верностью их видимой телесной форме, и вместе с тем они неподвижно рисуются на нейтральном, по существу, отвлеченном фоне. Фигура выделяется из него, но при всей своей характерной выразительности воспринимается как нечто изолированное от среды, в себе самой замкнутое и статичное.

Портреты людей, созданные, написанные Державиным, отличаются сходством и верностью оригиналам.

Возвратимся к «Фелице». Так, заказывая Рафаэлю изображение Фелицы, Державин подробно намечает его:

Изобрази ее мне точно

Осанку, возраст и черты…

Это должен быть индивидуальный портрет, в котором сквозь

условный облик Фелицы проглядывает Екатерина 11:

Небесно-голубые взоры

И по ланитам нежна тень…

Коричными чело власами,

А перлом перси осени…

Одеяние на этом портрете также исторически достоверно.

Державин, как сообщает он в «Объяснениях», изображает Екатерину в кирасирских доспехах, надетых ею 28 июня 1762 года, когда она отправилась завоевывать престол «на белом добром коне и сама предводительствовала гвардиею, имея обнаженный меч в руке».

Фелица – просвещенная монахиня и в то же время частное лицо.

Автор тщательно описывает привычки Екатерины, ее образ жизни, особенности характера:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Фелица оказывает покровительство торговле и промышленности, она «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад».

Портрет Александра 1, напротив, изображен Державиным без всяких атрибутов власти, а просто как частное лицо, не лишенное приятности в обхождении:

Белокур, голубоок,

Молод и лицом прекрасен,

Ростом строен и высок,

Тих, приветлив и приятен

Взору, сердцу и уму…

Все девушки, которых пишет уже стареющий Державин – Люсеньки, Верушки, Палаши, Параши – отличаются одна от другой присущими персонально каждой качествами.

Они не просто милы и обаятельны, а имеют свои собственные, индивидуальные и неподражаемые черты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Нашествие чужеземцев
Чужеземное нашествие иного рода началось в 1543 г., когда на японских берегах высадились первые европейцы. Это были португальские моряки, доставленные на острова китайскими кораблями. По их стопам последовали другие пришельцы - в их числе ...

Молодежное движение 60-х
Пpоблема "отцов" и "детей" вечна как этот далеко не лучший из миpов.Меняются лишь фоpмы ее пpоявления.Hакал пpотивостояния тоже бывает pазным - от хлопания двеpью в собственном доме до теppоpизма в масштабах планеты. ...

Православие и особенности духовной культуры
Одним из моментов своеобразия духовной культуры Руси является сохранение соборности как механизма духовной саморегуляции общества, что означало для восточнохристианской церкви преимущественную опору на традицию, практически неизменную рел ...