Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 7

И всей вселенной колебал?

Здесь «дерзость» выражений подстать грандиозности

политических замыслов Потемкина, смелости его «греческого проекта» – завоевать Константинополь и воссоздать Византийскую империэ как дружественное России государство с внуком Екатирины11 Константином на троне.

Потемкин изумляет Державина, заставляет находить новые мерки взамен обычных этико-политических критериев:

Се ты, отважнейший из смертных!

Парящий замыслами ум!

Не шел ты средь путей известных,

Но проложил их сам – и шум

Оставил по себе в потомки,

Се ты, о чудный вождь Потемкин!

Политическое величие и внеморальность личности «чудного вождя», его величие и славолюбие – все это требовало какой-то иной меры, волновало воображение поэта.

Польза и добро в личности Потемкина слиты воедино со злом.

Титанический образ Потемкина, созданный в «Водопаде»

Мог измеряться только эстетической мерой, а не этической.

Эстетический подход к людям и событиям в оде отодвигал на второй план все остальное.

Поэт побеждал в Державине его политические и нравственно-философские убеждения, не объяснявшие всей сложности исторической действительности.

Державин-мыслитель рассудком на стороне Румянцева, в деятельности которого он видит воплощение гражданственного идеала, подчинения человека общественному долгу. Державин-поэт не может освободиться от очаровавших его величия и славы Потемкина. Так возникает разрыв между нравственным и эстетическими идеалами. Самая основа просветительской мысли – идея абсолютной противоположности добра и зла подвергнута сомнению.

В оде «Вельможа»(1794) есть попытки изобразить портрет социальный – российского вельможу. Мысли о назначении, правах и обязанностях вельмож, сановников империи, людей, исполняющих в стране распорядительную власть давно зрели в Державине.

В основу стихотворения положена одна из читалагайских од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и

значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, т.е. именно Гаврилы Романовича Державина, разъясняющий как должно поступать первым лицам в государстве и обличающий их пороки.

Эти стихи рассчитаны на ораторскую речь.

Потом, кто кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое замечательное сравнение:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Важной особенностью оды, характеризующей высокий уровень литературного мастерства Державина, явилось то обстоятельство, что в этом произведении он представил собирательный портрет вельможи, обобщил его отличительные черты.

Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и

Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», т.е. находившееся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал, как подчиненный и как писатель, а потом и зарисовал в своей прекрасной оде.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые не владея никакими достоинствами, как Зубов, приобретали вдруг нежданно негадано большой вес в государстве.

Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом.

Поэт, не скупясь на краски, описывает роскошный образ жизни вельмож, пресыщенный удовольствиями, живущего без малейших заботы о чем бы то ни было:

На прихотливый твой обед

Вкуснейших яств приносит дани,

Токай – густое льет вино,

Левант – с звездами кофе жирный,

Чтоб не хотел за труд всемирный

Мгновенье бросить ты одно?

Там воды в просеках текут

И, с шумом вверх стремясь, сверкают;

Там розы средь зимы цветут

И в Рощах нимфы воспевают

На то ль, чтобы на все взирал

Ты оком мрачным, равнодушным,

Средь радостей казался скучным

И в пресыщении зевал?

Затем наступает мгновенный контраст, вельможа в полдень наслаждается сном в объятьях своей Цирцеи, «А там?» – сурово спрашивает и тут же отвечает поэт:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Феодальные связи
Пребывая на вершине могущества, кланы Минамото и Ходзе сумели обзавестись широкой сетью связей, гарантировавших безусловную преданность вассалов (мелких феодалов, приносивших присягу на верность взамен на свою защиту) и рядовых самураев. ...

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса. Учился во Франции у Гирландайо, испытал значительное влияние работ Джотто и Мазаччо ...

Наука
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той средой, которая способствовала заро ...