Через зал можно пройти в небольшую солнечную комнату с окнами на юг- гостиную. Здесь долгие годы жила дальняя родственница Толстого, нежно любимая им «тетенька» Татьяна Александровна Ергольская (1792-1874)- «третья после отца и матери, и самое важное лицо в смысле влияния…» Незамужняя Т. А. Ергольская всю свою жизнь посвятила воспитанию Толстого, его братьев и сестры, оставшихся малолетними после смерти их родителей.

«Комната ее была такая: в левом углу была шифоньерка с бесчисленными вещицами, ценными только для нее, в правом кивот с иконами и большим, в серебряной ризе Спасителем; посередине диван, на котором она спала; перед ним стол. Направо дверь к ее горничной… Между окнами под зеркалом был ее письменный столик с баночками и вазочками, в которых были сладости: пряники, финики, которыми она угощала меня. У окна два кресла и направо от двери вышитое покойное кресло, на котором она любила, чтобы я сидел, и я часто сидел на этом кресле по вечерам…»

С 1874 года эта комната стала гостиной и была в последствии связана главным образом с жизнью Софьи Андреевны. В углу, у окна, направо от двери, было ее постоянное место, где она переписывала сочинения мужа за маленьким бюро красного дерева. В настоящие время оно находится в музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Москве, а на его месте стоит письменный стол в русском стиле.

«Переписывание «Войны и мира» и вообще сочинений Льва Николаевича, - писала С. А. Толстая, - доставляло мне большое эстетическое наслаждение. Я ждала вечера без страха перед трудом, а с радостью перед тем, что даст мне вновь наслаждения знакомство с дальнейшим ходом его произведения. Меня восхищала эта жизнь мысли, эти изгибы, неожиданности и непостижимые разнообразные формы его творчества»

Налево от двери из зала стоит круглый стол красного дерева, тоже перенесенный из старого яснополянского дома. Возле него – диван и два удобных низких кресла из персидского ореха. Здесь собирались гости, друзья. Беседуя с ними, Софья Андреевна занималась обычно каким – ни будь рукоделием: вязала, штопала, вышивала. За этим столом И. С. Тургенев «выразительно живо» читал свой рассказ «Собака», и вечер принял «чисто тургеневский характер».

Это интересно:

Глухие испанские художники
Этот труд сравнивает двух глухих испанских художников: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадеса. Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого ...

Передовая общественная мысль в России
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он ...

Главный погребальный костер Индии
— Здесь фотографировать запрещено,— предупредил нас провожатый, когда наша лодка поравнялась с Манникар-ника гхатом. Перед нами открылись полуразрушенные лестницы, ведущие в воду, и небольшой треугольный кусок земли, отгороженный от горо ...