Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 5

Таков, например, написанный Державиным портрет своей молодой родственницы Варюши:

Написал бы, как в диване

В голубом твоем тюрбане

Ты сидишь и, для красы

На чело спустя власы,

Всех улыбкою любезной

Вмиг умеешь полонить:

Должно быть душе железной,

Чтоб, взглянув, не полюбить.

Помимо схожего с оригиналом внешнего портрета, Державин удивительно точно отображает и внутренний мир героя, дает верную характеристику человеку, видны его внутренние противоречия, раскрыты затаенные качества.

Наиболее полно это отображено в многочисленных портретах

Потемкина:

Он мещет молнию и громы

И рушит грады и берет,

Волшебны созидает домы

И дивны праздники дает.

Там под его рукой гиганты,

Трепещут земли и моря,

Другою чистит бриллианты

И тешится, на них смотря…

То крылья вдруг берет орлины,

Парит к Луне и смотрит вдаль,

То рядит щеголей в ботины,

Любезных дам в прелестну шаль.

Здесь упомянуты и военные заслуги, и прихоти, отличавшие Потемкина: любовь его к бриллиантам, манера чистить их во время разговора, и щедрость его.

Наиподробнейшей характеристики был удостоен Л.А.Нарышкин, известный балагур и хлебосол, по прозвищу «шпынь», увековеченный Фонвизиным в «Вопросах сочинителю» Былей и небылиц»:

Лев именем – звериный царь,

Ты родом – богатырь, сын барский,

Ты сердцем – стольник, хлебодар,

Ты должностью – конюший царский,

Твой дом утехой расцветает,

И всяк под сень его идет…

Всегда жил весело, приятно

И не гонялся за мечтой,

Жалея о тех, кто жил развратно,

Плясал и сам под тон чужой…

Здесь сообщены имя и должность Нарышкина – он был обер-шталмейстером, отмечены его личные качества, а в последней строке звучит конкретный укор.

Затем, в «Объяснениях», Державин дополняет причину, послужившую упреком Нарышкину: «Он весьма умел угождать сильным людям и паче любимцам императрицы».

Т.о., в стихах Державина каждый раз описан именно определенный, конкретный, данный человек, со всеми особенностями его личной биографии и душевных качеств, которые замечает или о которых хочет сказать поэт.

Уменье увидеть, выделить и описать личные качества своих персонажей так, что они получали общее значение для всех людей этой категории, составляет большое достижение литературного мастерства Державина.

Характеристики, даваемые поэтом , не статичны. Они изменяются. Державин отмечает изменения на жизненном пути своих героев, сначала он думал о Екатерине одно – и написал «Фелицу», потом изменил свое мнение и стал критиковать поступки императрицы, о чем подробно рассказал в «Записках» – разочарованный неправосудием Екатерины 11, испытавший много огорчений в своих служебных делах, Державин с надеждою встретил нового императора - Павла 1.

В одном из стихотворений, помещенных в рукописном 7 томе сочинений Державина, поэт спрашивает, кого же должно дожидаться в лице Павла и отвечает:

Кого? Конечно, не инова,

Как соподвижника Петрова.

Но уже через один год Державин иначе оценил императора и в

оде «На новый 1798 год» заметил:

Блиставший на своем восходе

Не тмился ль часто в полдень Феб?

Впоследствии в «Объяснениях» он заявил, что «сия мысль относилась на императора Павла, который, в полудни своего царствования поступая неблагоразумно, заставлял всякого

думать, что царствование его скоро затмится».

В том же 1798 году Державин выставил и с прямым поучением, обращенным к царю. В стихах «На день рождения великого князя Михаила Павловича» он писал о том, что « мира царь – есть раб господень», что

Священна доблесть – право к власти,

Лишь правда – над вселенной царь, -

И , намекая на обстановку царствования Павла 1, заявлял:

Престола хищнику, тирану

Прилично устрашать рабов,

Но богом на престол воззвану

Любить их должно как сынов.

Державин боле не имел сомнений в том, что Павел был хищником и тираном на престоле, что он «поступал неблагоразумно» и что власть его не может продолжаться долго.

Поэтому Державин с радостию и надеждою встретил появление нового царя и в оде « На восшествие на престол Александра 1»(1801)писал:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Культура в постсоветский период
Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные тра ...

Работы Микеланджело в живописи
По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптором, хотя наиболее грандиозные его замыслы были реализованы в живописи. При этом даже в живописи Микеланджело оставался скульптором: для него все совершенство и величие с ...

Символы материнства
Значение дыр и развилок как символов, по выражению Б.А.Успенского, “женского плодоносящего начала” вполне очевидно и утвердилось в литературе.8 Тем не менее, чтобы конкретизировать круг воспринимаемых таким образом вещей и их смыслы, обра ...