Изобразительное искусство в поэзии Державина

Статьи » Изобразительное искусство в поэзии Державина

Страница 5

Таков, например, написанный Державиным портрет своей молодой родственницы Варюши:

Написал бы, как в диване

В голубом твоем тюрбане

Ты сидишь и, для красы

На чело спустя власы,

Всех улыбкою любезной

Вмиг умеешь полонить:

Должно быть душе железной,

Чтоб, взглянув, не полюбить.

Помимо схожего с оригиналом внешнего портрета, Державин удивительно точно отображает и внутренний мир героя, дает верную характеристику человеку, видны его внутренние противоречия, раскрыты затаенные качества.

Наиболее полно это отображено в многочисленных портретах

Потемкина:

Он мещет молнию и громы

И рушит грады и берет,

Волшебны созидает домы

И дивны праздники дает.

Там под его рукой гиганты,

Трепещут земли и моря,

Другою чистит бриллианты

И тешится, на них смотря…

То крылья вдруг берет орлины,

Парит к Луне и смотрит вдаль,

То рядит щеголей в ботины,

Любезных дам в прелестну шаль.

Здесь упомянуты и военные заслуги, и прихоти, отличавшие Потемкина: любовь его к бриллиантам, манера чистить их во время разговора, и щедрость его.

Наиподробнейшей характеристики был удостоен Л.А.Нарышкин, известный балагур и хлебосол, по прозвищу «шпынь», увековеченный Фонвизиным в «Вопросах сочинителю» Былей и небылиц»:

Лев именем – звериный царь,

Ты родом – богатырь, сын барский,

Ты сердцем – стольник, хлебодар,

Ты должностью – конюший царский,

Твой дом утехой расцветает,

И всяк под сень его идет…

Всегда жил весело, приятно

И не гонялся за мечтой,

Жалея о тех, кто жил развратно,

Плясал и сам под тон чужой…

Здесь сообщены имя и должность Нарышкина – он был обер-шталмейстером, отмечены его личные качества, а в последней строке звучит конкретный укор.

Затем, в «Объяснениях», Державин дополняет причину, послужившую упреком Нарышкину: «Он весьма умел угождать сильным людям и паче любимцам императрицы».

Т.о., в стихах Державина каждый раз описан именно определенный, конкретный, данный человек, со всеми особенностями его личной биографии и душевных качеств, которые замечает или о которых хочет сказать поэт.

Уменье увидеть, выделить и описать личные качества своих персонажей так, что они получали общее значение для всех людей этой категории, составляет большое достижение литературного мастерства Державина.

Характеристики, даваемые поэтом , не статичны. Они изменяются. Державин отмечает изменения на жизненном пути своих героев, сначала он думал о Екатерине одно – и написал «Фелицу», потом изменил свое мнение и стал критиковать поступки императрицы, о чем подробно рассказал в «Записках» – разочарованный неправосудием Екатерины 11, испытавший много огорчений в своих служебных делах, Державин с надеждою встретил нового императора - Павла 1.

В одном из стихотворений, помещенных в рукописном 7 томе сочинений Державина, поэт спрашивает, кого же должно дожидаться в лице Павла и отвечает:

Кого? Конечно, не инова,

Как соподвижника Петрова.

Но уже через один год Державин иначе оценил императора и в

оде «На новый 1798 год» заметил:

Блиставший на своем восходе

Не тмился ль часто в полдень Феб?

Впоследствии в «Объяснениях» он заявил, что «сия мысль относилась на императора Павла, который, в полудни своего царствования поступая неблагоразумно, заставлял всякого

думать, что царствование его скоро затмится».

В том же 1798 году Державин выставил и с прямым поучением, обращенным к царю. В стихах «На день рождения великого князя Михаила Павловича» он писал о том, что « мира царь – есть раб господень», что

Священна доблесть – право к власти,

Лишь правда – над вселенной царь, -

И , намекая на обстановку царствования Павла 1, заявлял:

Престола хищнику, тирану

Прилично устрашать рабов,

Но богом на престол воззвану

Любить их должно как сынов.

Державин боле не имел сомнений в том, что Павел был хищником и тираном на престоле, что он «поступал неблагоразумно» и что власть его не может продолжаться долго.

Поэтому Державин с радостию и надеждою встретил появление нового царя и в оде « На восшествие на престол Александра 1»(1801)писал:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Наука
На рубеже XIX-XX века Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об ...

Пикассо – скульптор
Существует общая тенденция оценивать искусство Пикассо почти исключительно в свете его живописи, придавая его работе над скульптурой лишь второстепенное значение и рассматривая ее чуть ли не как хобби художника. Однако же по его скульптур ...

Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлен ...