Развитие архитектуры 1918-1941 гг

Статьи » Архитектура в Ростове-на-Дону » Развитие архитектуры 1918-1941 гг

Страница 1

Революция 1917 г. принесла и перемены в среде культуры. Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, архитектуру, всю духовную жизнь общества. Направления и характер, начавшихся в культурной среде изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры.

С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало настроение социалистического общества.

Индустриализация конца 20-х – начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становление советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы.

В проектировании их участвовали архитекторы Шолтовский, Фомин, Щусев, братья Веселины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русанова в Москве (архитектор Мельмешев), то пятиконечную звезду – театр Красной Армии в Москве (архитекторы Агабин, Скиберудов).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции городов. Стремление к созданию городов нового быта, городов – садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники.

После Великой октябрьской революции, открывшей широкие возможности для развития советской архитектуры, в городе Ростове-на-Дону развернулись, в невиданных до этого масштабах, строительство и реконструкция города.

Если в первые годы после окончания гражданской войны, строительство в Ростове было ограничено необходимым ремонтом и восстановлением разрушенных гражданской войной зданий, то начиная уже с 1924 г., новое жилищное строительство в городе принимает большие размеры.

В эти годы были построены десятки благоустроенных многоэтажных жилых домов и целых комплексов: квартал жилых домов трамвайщиков (1924 г., архитектор Эберх), жилые дома водников (1926 г.), жилые дома по Буденновскому проспекту (архитектор Кондратьев).

Особенно большой размах жилищного строительства произошел в годы сталинских пятилеток.

Наряду с промышленными предприятиями на окраинах, на месте трущоб, возникали новые жилые кварталы и поселки со свободной рациональной планировкой, с детскими учреждениями, спортивными площадками. Так на месте «стеклянного города» выстроили дом «Гигант №1» (1930 г., архитектор Наумычев), квартал домов табачной фабрики и многие другие.

Помимо жилых домов в городе было воздвигнуто несколько крупных общественных зданий. Так в Ростове торжественно заложили фундамент Дворца Труда им. Ленина на площади Ленгородка (1927 г., архитектор Эберг) и был построен институт железнодорожного транспорта (1930-1932 гг., архитектор Наумов) и др.

К сожалению, для ряда зданий этого периода характерны черты конструктивизма. Отказ от критического использования архитектурного классического наследия, как результат тлетворного буржуазного влияния в архитектуре, – все это привело к объединению архитектурных форм и схематизации к созданию архитектурного «стиля», получивший в народе образное название «коробочной архитектуры».

В 1930-1933 гг. отмечались дальнейшим подъемом строительной деятельности в городе; наряду с жилыми домами, кварталами и поселками возводилась группа весьма солидных по размерам общественных и культурных зданий, в том числе театр им. М. Горького (1930-1935 гг.) по проекту архитектора Щуко и профессора Гельфрейха. Центральную зрелищную часть театра архитекторы закомпоновали в форму кубического объекта. В основу приема замысла проекта легло размещение малого зала в передней части здания на фойе главного зала и устройство входов как в большой так и в малый зал с площади революции. Лестничные клетки и коридоры напоминают гусеницы трактора. Сопоставлении глухого лантдарного объема зрительной части с остекленными вертикалями лестниц создавало ощущение контраста, а колонны и боковые «галереи-мосты» на гигантских колонах, воспринимающиеся во множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм. Стиль архитектуры театра нельзя охарактеризовать каким-либо одним традиционным «измом». Архитекторы берут лучшее у конструктивизма – ясную организацию плана, контрастность форм, обостренное чувство современной конструкции и сочетают все это с декоративностью большого замысла. Сдержанные формы фасада обогатили природу отделочными материалами и скульптурными рельефами. Большой лоб главного фасада облицован итальянским мрамором.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Православие и особенности духовной культуры
Одним из моментов своеобразия духовной культуры Руси является сохранение соборности как механизма духовной саморегуляции общества, что означало для восточнохристианской церкви преимущественную опору на традицию, практически неизменную рел ...

Категории лица, сказуемости и предикативности в языке кечуа
Как и во многих других языках, где категория притяжательности в имени оформляется аффиксально, а глагол имеет личное спряжение, в агглютинативном америндском языке кечуа наблюдается значительное сходство между притяжательными показателями ...

Культурная революция: содержание и результаты
Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с т ...