Немного о гитаре

Страница 2

Латинская гитара, инструмент с таким названием был известен в европейских странах Средиземноморья в I тысячелетии н.э. Более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу), латинская гитара, имеет плоскую нижнюю деку. К XII веку она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трёх- и четырёхструнном исполнении (в отдельных её разновидностях число струн было большим). Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

На страницах манускрипта "Cantigas de Santa Maria" мы встречаем множество изображений и других струнных инструментов, в числе которых, наряду с наиболее часто встречаемым лаудом, есть инструмент, который через три столетия, создав свою школу, своих композиторов и свой репертуар, будет символизировать вершину инструментальной камерной музыки "золотого века" Испании, - имя этого инструмента виуэла. Пока это только прототип виуэлы золотого века, иллюстрации манускрипта свидетельствуют, что конструкция виуэлы морфологически более близка лауду, нежели гитаре. Корпус многих инструментов сохранил форму своего прототипа - половинку высушенной тыквы. Средневековая виуэла была и смычковой (vihuela de arco), и щипковой. Для извлечения звука в щипковой виуэле использовали как плектр (vihuela de penola), так и непосредственно пальцы (vihuela de mano), причем во многом виуэла переняла традицию лауда.

Если средневековые виуэла и гитара ещё не утвердились в своём внешнем виде, то лауд демонстрирует большую устойчивость формы, так как имеет более устоявшуюся традицию, хотя, конечно, и лауд, не имея определённой мензуры и тесситуры, в дальнейшем совершенствовался.

Щипковые инструменты средневековой Европы - лютня, прототипы виуэлы и гитары - благодаря своим богатым возможностям, красивому тембру приобрели огромную популярность и в отличие от их современников - конкурентов получили долгую жизнь, этому также способствовала культурная традиция, которую внесли менестрели и хуглары (жоглары и т.п.). Благодаря своей мобильности, - с инструментом можно было придти в гости, можно было музицировать на открытом воздухе или взять инструмент в поход, эти хордофоны получают широкое, повсеместное употребление. Из-за предъявляемых к техническим возможностям инструментов требованиям, на более высокую ступень поднимается исполнительская техника, совершенствуется репертуар и конструкция инструментов, правда, это происходит несколько позднее, под влиянием профессиональных музыкантов, служивших при дворах влиятельных вельмож. Но ничто не вечно под луной - в Европе, после XVII века, виуэлу, а позднее лютню ждали долгие годы забвения.

О том, что в средневековой Европе гитара и инструменты семейства лютневых продолжают совершенствоваться, свидетельствуют приводимые Шарнассе сведения:

"Изображения гитары на миниатюрах свидетельствуют о том, что она бытует также в Англии и германских странах. Характерные черты инструментов, которые были в употреблении, запечатлены в скульптурных изображениях, украшавших большие храмы и готические соборы. Искусство каменного декора переживало в ту пору период своего полного расцвета, и скульпторы часто обращались к образам музицирующих ангелов. Соборы Шартра, Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера, Беверли и многие другие демонстрируют настоящее воспроизведение инструмента в камне. Среди них предпочтительное место занимает гитара. Можно выделить в основном два её вида. Первый, сложной формы, был назван английским музыковедом (М.Ремнант) "листом падуба". Края корпуса этого инструмента своим узорным сочетанием плавных и остроугольных изгибов напоминают очертания листа. У второго вида гитары линии боковых краёв более прямые и ровные. Достаточно простая шейка заканчивается на скульптурных изображениях плоской колковой коробкой, что продиктовано, без сомнения, свойством материала, из которого выполнены эти барельефы.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Святые и святость Древней Руси
В формирующейся после принятия христианства культуре Руси понятие святости приобретает черты, существенно отличающиеся от западноевропейского понимания. Отметим сперва общие черты, чтобы затем выявить отличия русского понимания святости. ...

Иоганн Вольфганг Гёте
Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии общепризнан. Гёте действительно стал главной фигурой литературного движения «Бури и натиска» 70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель, ученый, мыслитель всегда оказывался в центре ...

Сезанн Поль
Сезанн Поль (Cezanne, Paul) (1839-1906 гг.), французский живописец. Наряду с Гогеном и Ван Гогом Сезанн - самый крупный постимпрессионист (постимпрессионизм), один из выдающихся художников, определивших развитие изобразительного искусства ...