Немного о гитаре

Страница 1

По мнению Э. Шарнассе, предысторию гитары надо искать на Среднем Востоке, откуда её прототип распространился по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо: "начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называлась китарой"; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми щипковыми инструментами, изображёнными в испанских манускриптах. С другой стороны, наиболее архаичный из дошедших до наших времён инструментов, конструктивно схожий с упоминаемым Шарнассе нефером – являтся среднеазиатский тар. Именно название этого инструмента, по мнению Ярослава Кеслера, стало корнеобразующим элементом в названии гитары. Лютня, перенятая арабами у персов, морфологически может вести именно к среднеазиатскому инструменту, но это всё предположения…

В развитии европейских щипковых инструментов нашествие арабов послужило - это касается в первую очередь лютни - фактором связи между

Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключать и определенного влияния Малой Азии - через греко-романский мир. Однако отсутствие достоверных данных мешает проследить эволюцию щипковых инструментов на протяжении первых веков н.э. Это в первую очередь касается гитары, существование которой, чуть ли не в современной форме, относится некоторыми исследователями аж ко временам царя Гороха.

Знаменитая Штутгарская псалтырь, выполненная, вероятно, во Франции, в скриптории аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок.830-860гг.), пишет в своей книге "Шестиструнная гитара" Э. Шарнассе, содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определённо названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трёх до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.

Латинское слово cithara, которым названы инструменты в описанной Псалтыри, происходит от греческого слова кифара (χιθáρα). От этого названия, - пишет далее Шарнассе, - образованы такие французские его варианты, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года. Самые близкие к инструментам , изображённым в Штутгарской псалтыри, - которые можно считать предшественниками гитары, в Испании можно обнаружить лишь в X - XI веках. Конструкция их выглядит не столь развитой.

Но музыканты хотят иметь в своём арсенале инструменты с лучшими техническими возможностями, что побуждает мастеров совершенствовать эти инструменты. Всё это происходит в тесной взаимосвязи. Постепенно будет кристаллизоваться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, в свою очередь повлечёт за собой совершенствование его конструкции. Это приведёт к дальнейшему формированию семейств струнных инструментов, в том числе и гитары.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. На этот раз важнейшие иконографические документы восходят к Испании.

Два ценных источника дополняют друг друга: замечательное собрание миниатюр и поэма, содержащая, как это ни парадоксально, описание таких инструментов, которые будут введены в широкую практику лишь несколько десятков лет спустя.

Миниатюрами украшена рукопись "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250г.), представляющая собой собрание песнопений в честь Девы Марии, которые сочинил или заимствовал из других источников король Кастилии Альфонс Х Мудрый (1230-1284).

Художник запечатлел придворных менестрелей, при этом неоднократно изображаются инструменты, которые Шарнассе однозначно интерпретирует как гитары.

Второй источник, - "Книга Благой любви" знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из Иты, - даёт представление об особенностях и применении двух видов гитары - латинской и мавританской:

Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Звук такой гитары достаточно резкий, особенно при использовании плектра. Именно такой инструмент пришёлся ко двору Альфонса Х, хотя на гнусавость звучания жалуются современники, в частности Хуан Руис. Разумеется, это не что иное, как ла-уд с металлическими струнами. Играют на этом инструменте как при помощи плектра, так и с помощью пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления. С этого времени начинают формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. К XIV веку конструкция инструмента становится более изящной, струны, которые крепятся к краю корпуса, по-прежнему используются металлические. В способе звукоизвлечения, на этом инструменте, отдают предпочтение плектру, что даёт мавританской гитаре новое европейское название: гитара баттенте (battente).

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Фламенко и Канте хондо
Искусство фламенко - неразрывная связь народного танца, пения, гитарной импровизации под звук кастаньет, - представляет собой интереснейшее явление фольклора самой южной провинции Испании, Андалусии. Сейчас, когда оно известно не только в ...

Анатомия древних культур
С одной стороны, как нет в мире двух людей, абсолютно, до мельчайших деталей сходных между собой, так и не встретим мы двух совершенно похожих культур. С другой - какого бы цвета ни была кожа человека, из каких бы уголков планеты он ни пр ...

Социокультурная сущность революции 1917 года
Революция 1917 года: некоторые оценки. Советская эпоха в истории отечественной культуры, открытая октябрем 1917 года, несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-истори ...