Базовая связь

Страница 6

В то же время меры “от испуга” призваны восстановить и подтвердить единство семейного коллектива, нарушенное смертью одного из его членов. Здесь пронимальная символика опять выступает в роли интегративной.

Детские болезни

Следствием испуга (своего или матери во время беременности) считались также некоторые детские заболевания и психические нарушения (младенческая бессонница, плач, долгое неумение говорить, немота и заикание детей, припадки родимца и черной болезни). Во всех этих случаях совершались обряды “от испуга” (в том числе интересующие нас - с использованием пронимальной и другой “материнской” символики).

Нетрудно заметить, что и здесь речь идет зачастую о коммуникативных нарушениях: неспособности ребенка вовремя освоить нормальную человеческую речь, неадекватной реакции в стрессовых ситуациях (припадки), других психических нарушениях, препятствующих нормальному включению ребенка в человеческий коллектив.

Итак, роль пронимальной магии в ситуации лечения испуга - интегративная. В случае нарушений межличностных связей или группового единства (несанкционированный уход, смерть одного из членов сообщества, затруднения в процессе приобщения к нему детей) пронимальная символика используется как средство активации объединительных программ.

Отметим еще одно обстоятельство. Сигналом к “лечению испуга” служит событие демографического ряда: нарушение в прокреативной сфере (женские и младенческие болезни), в семье (пропажа в лесу ребенка), психические болезни, безбрачие (частое следствие блужданий “у лешего”) или смерть. В этой ситуации используется пронимальная символика, активируя объединительные (т.е. коммуникативные ) программы. Таким образом, она играет роль проводника (или транслятора)сигнала из демографической сферы в репродуктивную: демографическое событие вызывает коммуникативную реакцию, а символика материнства (здесь - пронимальная) опосредует этот процесс. Это ее свойство нам встретится еще не раз. Оно связано с тем феноменом сцепления кодов (репродуктивного и коммуникативного), о котором мы говорили выше.

2.2.Уроки. Еще одним обычным случаем использования пронимальной магии были уроки - несчастья,происходящие,по народным представлениям, от контакта с другим человеком:

“У меня дочке два года было, - вспоминает деревенская женщина с р.Северной Двины. - И вот какой-то человек незнакомый, с ветру, зашел, поговорил - и вот стала она плакать. Это обурочил.”

Бытует множество локальных и региональных названий этой напасти, и практически все они фиксируют такой контакт:

призор, сглаз - чужой взгляд, от которого,как предполагается,произошло несчастье;

прикос, ураз - прикосновение или порез;

урок, оговор,приговор, осуд- чужие речи, разговоры;

озёвыши, озев, озек, озеп, озык - чужое дыхание.

Такого рода определения фиксируют встречу, которая предшествовала несчастью и почему-либо насторожила, встревожила, запомнилась - т.е. по сути отмечают ситуацию межличностной напряженности.

Нас все это заинтересовало, поскольку в качества средства против уроков часто используется пронимальная магия. Прежде всего - уже упоминавшиеся урочные камни:

“От уроков каменья моцили, с дырками: “Этот камень - от мужчины, этот - от женщины, этот - от девочки молодой.” Каменья в воде моцили, да который камень зашипит, тот и обурочил. Этой водой побрызжут (больного. -Т.Щ.) да напоят. А потом ту воду на перекресток унесут да выльют”, а с предполагаемым виновником стараются не общаться, боясь его слова, прикосновения, дыхания и взгляда.

Таким образом, снятие уроков состояло в выявлении межличностной напряженности; далее вступала в силу программа прекращения или сужения тягостных отношений.

Кроме урочных камней, с той же целью использовались и другие вещи пронимального ряда. Проливают воду сквозь отверстия: дверную скобу, дырку от выпавшего сучка, щель в двери, обручальное кольцо или отверстие жернова) и поят заболевшего. Сквозь дверную скобу продевали отцовские порты (при лечении мальчика) или материнскую юбку (девочки) и вытирали ими голову ребенка. Протаскивали сквозь скобу топор, которым потом “секли утин”* при лечении радикулита и любого колотья в спине (считалось, что утин также случается от уроков. Маленьких детей от уроков поят сквозь гайтан (ожерелье матери) или мать перешагивает через ребенка - говорили, что он у нее под родами , так что пронимальная магия здесь оказывается в одном ряду с этой явной имитацией родов. Над детской колыбелью в качестве оберега вешали уже упоминавшиеся урочные камни или колечко от веника. Щепочку с дыркой от выпавшего сучка, бусинку из “слоновой кости” надевали на шею как оберег от урока и призора, отправляясь в путь. Костромская обл., Чухломский р-н, с.Чертово). При встрече в пути с незнакомыми людьми надо было свечку поставить: “Если артель (группу. - Т.Щ.) увидишь людей на дороге, - советовали мне знающие люди на р.Устье в Архангельской обл , - мало ли что. Повернись к ним задом, фигу (свечку) сложи и покажи им меж ног: призоры не пристанут. У коров от уроков, по поверьям, происходит снижение удоев и кровоточивость сосков. В этом случае корову доили сквозь обручальное кольцо хозяйки или дырку от выпавшего сучка (Полесье, Вятка, Заонежье), либо сливали молоко в дырку, выбитую в земле осиновым колом (Полесье). Шоркали (вытирали) вымя устьем мучного мешка (Вят.); мешком или рубашкой хозяйки вытирали и заболевшего от сглаза “кабанчика” (Полесье).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Архитектура Санкт-Петербурга
Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую то ...

Становление буржуазной культуры. Классицизм и его принципы. Идеи просвещения
XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами ...

«Троица» Андрея Рублева
Русские люди, только что избавившиеся от иноплеменных, создают художественные ценности мирового значения. Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева, его "Троицы", иконе из иконостаса Троицкого собора Сергиева мо ...