Древние Афины
А.Ф. Лосев обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.
Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:
- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.
- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.
- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек - частица природы.
- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.
- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.
- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.
- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.
- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".
- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.
- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.
- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.
- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.
Это интересно:
Культура в
постсоветский период
Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные тра ...
«Собор всей твари» – основная тема древнерусской религиозной живописи
Когда изучаешь русскую живопись XIV века, бросается в глаза один любопытный факт: со второй половины этого столетия резко увеличивается количество икон, изображающих Троицу. Особенно популярной эта тема была в кругу Сергия Радонежского. И ...
Тициан
Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1480-1576 гг.), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияни ...