Древние Афины

Статьи » Античный мир » Древние Афины

Страница 4

А.Ф. Лосев обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.

Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:

- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.

- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.

- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек - частица природы.

- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.

- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.

- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.

- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.

- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".

- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.

- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.

- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.

- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Русская журналистика при Александре I
1801 год - Павла I убивают, и на престол входит Александр I. При нем появляется провинциальный журнал "Уединенный пошехонец". При Александре I появляется первый, самый мягкий цензурный устав 1804 года. Отныне существует цензура ...

Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
Но цинизм приобретает для нас отрицательный смысл только тогда, когда мы ставим нравственный закон выше "естества". Именно он является естественным для человека. И этим человек отличается прежде всего от животных: животные не зн ...

«Троица» Андрея Рублева
Русские люди, только что избавившиеся от иноплеменных, создают художественные ценности мирового значения. Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева, его "Троицы", иконе из иконостаса Троицкого собора Сергиева мо ...