Древние Афины

Статьи » Античный мир » Древние Афины

Страница 4

А.Ф. Лосев обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.

Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:

- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.

- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.

- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек - частица природы.

- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.

- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.

- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.

- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.

- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".

- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.

- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.

- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.

- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

О творчестве Ботичелли
Боттичелли был современником Леонардо, с ним вместе он работает в мастерской Верроккио. Несомненно, ему были знакомы все тонкости перспективных построений и свето-теневой моделировки, в чем уже около 50 лет изощрялись итальянские художник ...

«Капричос» Франсиско Гойи
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романт ...

Переезд новобрачной в дом мужа
В день свадьбы невеста с самого утра наряжалась для церемонии переезда в дом своего будущего мужа. Затем она прощалась с родителями и другими родственниками. Невеста не должна была, есть перед свадьбой, т.к. обычай запрещал ей это. Жених ...