Древние Афины
Древняя Спарта.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какому органу принадлежала в Спарте верховная власть?
2. Из кого он состоял?
3. Из кого и каким образом выбирались геронты?
4. Какую роль играло в Спарте народное собрание?
5. Каким образом менялась эта роль в течение VIII века до н.э.?
6. В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты?
7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты? (демократическим, аристократическим, монархическим или же этот тип полиса нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на вопросы, примите во внимание следующую информацию.
Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил ликвидировать неравенство и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в дальнейшем. Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы считаете, между какими слоями общества обострились отношения в Древней Спарте? С каким явлением связано это обострение? Ликург уравнял в политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и другими.
Земля в Спарте принадлежала государству. Она была поделена на равные участки - клеры. Каждый спартанец (если его признавали полноценным в физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил ему доход и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное равенство.
Спартанцы называли свой полис "община равных". Они отрицательно относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих городах-государствах, и там, где могли, содействовали утверждению власти аристократии.
Законодательство Ликурга сохранило институт царской власти. В Спарте было два царя. Их звание было наследственным. Они происходили из двух знатнейших спартанских родов.Цари выполняли роль жрецов (приносили жертвы богам) и военачальников. Цари входили в состав герусии.
Совет геронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два царя.
Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область Пелопоннеса, центром которой была Спарта) была разделена на 5 территориальных областей .
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каково происхождение илотов?
2. Всегда ли положение илотов было неизменным?
3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?
Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
Спартанцы в период переселения на Пелопоннес представляли собой союз дорийских племен. Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля стала считаться государственной землей, а коренное население области - государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными орудиями труда. Половину дохода получала семья спартанца, половину - все работавшие на этой земле илоты. Спартанцы не могли по своему желанию освобождать илотов. Это могло сделать только государство.
Илотов было много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые выполняли роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском хозяйстве.
Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без надзора, а к тому же говорили на одном языке, они представляли большую угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном страхе . Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстерегали и убивали.
Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле, часть урожая с которой брали себе; у них были собственные орудия труда; их нельзя было покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере напоминало положение лишенных средств производства работников храмовых и царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.
Это интересно:
Эмоциональность речи
Эмоциональность речи придают специальные экспрессивные средства, в том числе и риторических тропы (от греч. поворот - оборот речи), а также особые принципы их использования.
1. Метафора. Среди этих средств, т.е. риторических тропов, особ ...
Особенности русской религиозной философии
Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек ...
Эволюция традиционного китайского жилища
Жилище – это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы.
“Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточн ...