Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе

Статьи » Средневековые струнные музыкальные инструменты » Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе

Страница 1

Исторические события раннего средневековья, разворачивающиеся на стыке Востока и Запада, создали предпосылки для возникновения новой, важной, ступени в эволюции щипковых инструментов Европы. В поле нашего зрения опять попадает Пиренейский полуостров. Начиная с V до VIII веков - Испания в руках германских племён. Вестготы создали государство со столицей в Толедо, развивали свою культуру. От них и сохранились первые письменные памятники музыкальной культуры Иберийского полуострова: в Codex d'Azaga (VII век) находится старейшая из дошедших до нас испанских мелодий. Государство вестготов простиралось от Кадиса на юге до Орлеана на севере - факт, который многое объясняет в общности музыкального развития Испании и Южной Франции.

В 710 г., после смерти короля Витицы, вестготская знать не признала наследником его сына и посадила на престол герцога Бетики - Родрига. Сыновья Витицы бежали к утвердившимся к тому времени в Северной Африке арабам, и по их приглашению арабский полководец Тарик-бен-Сеид предпринял завоевательный поход в Испанию. Тарик (или Тариф) - полководец наместника Северо-африканского халифата Мусы. Высадившись в 711 г. со своим войском в Испании, у скалы, называемой по его имени Джабель-Тарик (т.е. скала Тарика - Гибралтар), и соединившись с войском мятежного феодала графа Хулиана (дочь которого, Каву, по преданию король Родриго соблазнил), Тарик уничтожил в восьмидневной битве, с 19 по 26 июля 711г., войско вестготов. Победа открыла арабам доступ в глубь Пиренейского полуострова. Сам Родриго пропал в последний день битвы. Раньше считалось, что битва произошла на реке Гвадалете близ города Херес де-ла-Фронтера (Херес Пограничный). Так говорилось и в народных романсах. Позднейшие исследования установили, что они произошли у самого Гибралтара. Родриго поспешил навстречу Тарику и дал бой, не дождавшись подкрепления, поспешность - явившаяся одной из причин неудачного для христиан исхода сражения. Эти события и явились тем поворотным пунктом, оказавшим впоследствии существенное влияние на развитие щипковых инструментов Европы, да и в какой-то мере на европейскую цивилизацию в целом.

Этот исторический эпизод (не Даниила Хармса об Иване Сусанине) изложен огромным количеством авторов - от средневековых до современных. Он отражён в Испанском Романсеро - цикле исторических романсов, упоминается он и в необычном романе XVI века испанского автора Переса де Ита. Уделил ему внимание и Вашингтон Ирвинг. Нам также интересна версия арабского сарацины в походеисторика IX века Абд ар-Рахмана ибн Абд ал-Хакама, чей рассказ живописует мельчайшими подробностями, а также андалусского ученого, историка и поэта Ибн аль-Кутыйя описанная в "Истории завоевания Андалусии". Единственно, арабский стиль изложения крайне тяжело воспринимается европейским читателем, к тому же арабские писатели сильно коверкают испанские имена, как, впрочем, мы арабские - проблема идиома.

Ослабленное внутренними распрями вестготское государство оказалось лёгкой добычей арабских завоевателей. В 713г. была провозглашена власть Дамасского халифа над Испанией. В течение 711 - 718 гг. арабы (мавры - как их называли испанцы) установили своё господство над большей частью полуострова, за исключением горной Астурии. С этого момента Кордова, Гранада и Севилья становятся центрами мавританской Испании. Арабы вторглись и во Францию, но в 732 г. в битве при Пуатье они были разбиты франками, и их дальнейшее продвижение в Европу было остановлено. В результате свержения Омейядов (или Умайядов) - династии Дамасских халифов - последний представитель этой династии Абдеррахман укрылся в Испании, объединил вокруг себя ряд мавританских вождей и после успешной борьбы провозгласил в 758г. независимый от Дамасского халифата Кордовский эмират. Против последнего в конце VIII в. и в начале IX в. выступил Карл Великий, пытавшийся завладеть Испанией, но в результате ряда походов ему удалось лишь образовать в северо-восточной части полуострова т.н. Испанскую марку.

По своему составу завоеватели были неоднородны. Наряду с арабами, пришедшими из Азии, было много североафриканских берберов, находившихся на низкой, варварской ступени развития. Берберов испанцы называли маврами, а т.к. в дальнейшем в Испании появлялись всё новые и новые группы мавров, то это название стали применять одинаково в отношении арабов и североафриканских племён. Арабы же, в отличие от берберов, были представителями городской культуры. Среди восточных культур арабская была одной из самых блестящих и оригинальных, в т.ч. и в области музыки. Эта культура не только составила неотъемлемую часть истории и духовной жизни самих арабских народов.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Розовый период
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. Этот новый период получает ...

Интеллигентность как образ жизни и мышления
В противоположность этому, первых европейских интеллигентов объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, филос ...

Русская журналистика при Александре I
1801 год - Павла I убивают, и на престол входит Александр I. При нем появляется провинциальный журнал "Уединенный пошехонец". При Александре I появляется первый, самый мягкий цензурный устав 1804 года. Отныне существует цензура ...