Ермак в истории и литературе

Статьи » Ермак в истории и литературе

Страница 3

Интересной выглядит попытка исследовательницы реконструировать реальную биографию казачьего атамана. По данным ряда источников, впервые привлеченных Е.К.Ромодановской, Ермак может быть выходцем из Двинских земель. Эта версия дополняет старинные известия о Ермаке-коренном уральце, донском казаке и т.д. Вместе с тем, сам факт наличия у завоевателя Сибири нескольких "родин" говорит не столько о многообразии данных о нем, сколько о весьма далеко зашедшей беллетризации личности Ермака, когда целый ряд местностей могут объявлять его "своим". Книга В.В.Блажеса посвящена как раз такому Ермаку - герою народных сказаний, легенд, исторических анекдотов. Здесь по всем законам устной прозы он предстает в окружении огромного воинства (7 тысяч человек - много больше, чем всех русских на Урале в конце XVI в.), победив Кучума, превращается в сибирского князя, с разбойниками он связан с детства и даже был у них кашеваром, жил в пещере, прятал клады и т.д. Очень убедительны мысли ученого о формировании всей этой системы мотивов. Рассказы о разбойничьей вольнице бытовали в устной среде задолго до Сибирского взятия, о самом Ермаке-каспийском пирате источники этого времени молчат, нет и устных свидетельств о разбоях Ермака, которые точно можно было бы отнести ко времени до 1581 г. (захвата Сибири). И только сам факт успешного похода казачьей дружины за Урал поставил ее предводителя Ермака в центр народных повествований об отщепенцах с восточных границ Руси. Началось "стягивание" "воровских" мотивов к имени Ермака и оформление "канонического" образа завоевателя Сибири как бывшего разбойника, искупившего вину перед царем покорением вражеского царства.

Именно в таком виде Ермак, а точнее - синтезированный народной фантазией образ Ермака, вошел в литературу XIX в. Фигура Ермака длительное время сохраняла колоссальную популярность в Сибири. По свидетельствам путешественников XIX в., портреты казачьего атамана находились едва ли не в каждой избе, начиная с Пермской губернии. Летопись Есипова также бытовала за Уралом во множестве списков. Вся совокупность этих сюжетов - как церковных по своему происхождению, так и народных - десятилетие за десятилетием, век за веком создавала почву для процессов культурогенеза на востоке России, исподволь формируя в Сибири условия "для жизни и высшего гражданского образования", о которых с суровым скепсисом отозвался когда-то М.М.Сперанский. Не в последнюю очередь примерами тому служат упомянутые в этой заметки образцы гуманитарной научной мысли Сибири.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Паралингвистика, невербальные средства и деловая коммуникация
Эффективность делового общения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи. Однако не все или не в полной мере могут контролировать собственные ...

Типы святости в русской православной церкви
К концу XV - началу XVI веков в русском православии обозначились два различных, во многом противоположных типа святости. Один тип святости, носивший исключительно духовный характер, был тесно связан с личностью и учением Нила Сорского, п ...

Глухие испанские художники
Этот труд сравнивает двух глухих испанских художников: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадеса. Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого ...