Столп и утверждение истины

Статьи » Сальвадор Дали » Столп и утверждение истины

Страница 1

В огромном наследии Дали около десяти картин представляют собой "столп и утверждение истины" (название известного труда П. Флоренского) художника, которые он выразил на языке живописи. Среди них особую значимость имеют такие полотна, как "Искушение св. Антония"(1946), "Мадонна"(1950). В картине "Искушение св. Антония" Дали показывает эротические пристрастия "Милого друга" Г. Мопассана (картина была написана для одноименного фильма). Художник изобразил набор соответственных символов (например, обелиск в форме фаллоса, лошадь, слонов, олицетворяющих чувственность, надвигающихся на отвратительных паучьих ножках). Три картины: "Христос Сан Хуана де ла Круса"(1951), "Распятие"(1954) и "Тайная вечеря"(1955) содержат такую духовную глубину и выполнены с таким совершенством, что могут, пожалуй, уравновесить как утверждение светлого начала в мире всю массу работ Дали, воссоздающих образы темных сил и зла.

"Христос Сан Хуана де ла Круса" -- одно из самых известных произведений художника. Дали связывает его с деятельностью папы Иоанна XXIII (на картине распятие представляет собой увеличенное во много раз изображение креста, принадлежащего папе), который вошел в историю Ватикана как миротворец и ратующий за объединение церквей, что было близко духовным исканиям Дали. Художник сделал много подготовительных рисунков к этой картине -- он искал наиболее выразительное соотношение светлого и темного, устойчивого и призрачного.

Над всей землей, красивой и спокойной, вознеслось огромное распятие, оно осеняет землю, хранит ее. Светлый треугольник, в который вписано распятие, пронзает сонную успокоенную мглу. Это свет мира. "Распятие", или "Восьмигранные гиперкубы", раскрывает другую грань в душе художника -- его веру в жизнеутверждающую, даже, можно сказать, спасительную силу совершенной формы, сакрального числа. Строгие геометрические формы воплощают число восемь, олицетворяющее, согласно Луллию, земную гармонию; Христос же, воплощающий платоновское Единое, вместе с восьмеркой образует абсолютную, небесную девятку. Возле распятия, помещенного в интерьере дома Дали, изображена Гала -- жена художника, облаченная в тяжелые "сурбарановские" золотистые одеяния. Если в первом "Распятии" Христос предстает в своей божественной, небесной природе, то во втором -- выявлена его человеческая ипостась.

Подлинной вершиной духовных исканий художника является его великолепное полотно "Тайная вечеря". В нем воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь и "воздух", и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос, но в трех ипостасях: как Сын, сошедший на землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду, то есть крестится водой, или Духом Святым, и тем самым воплощает вторую ипостась Троицы, а над ним призрачно высится мужской торс -- словно часть композиции "Вознесение" -- возвращение к Богу-Отцу. Апостолы изображены с молитвенно сложенными руками и низко склоненными к столу головами -- они словно поклоняются Христу или спят -- в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Пронеси эту чашу мимо меня". Эта картина Дали удивительно гармонична и светла, сочетание сине-голубых, желто-золотистых красок близки к цветовому строю рублевской "Троицы".

Страницы: 1 2

Это интересно:

Аппликация
Наклейте на темную подложку (основу) из ткани, картона или бумаги белый треугольник — парус и под ним коричневую полоску—лодочку. Если к тому же над лодочкой прикрепить желтый кружок — луну и воспроизвести разбитое волнами отражение парус ...

Интеллигенция и революция
Интеллигенция и первая русская революция 1905-1907 годов. В социально-политической области начало XX века было ознаменовано острой политической борьбой и нарастанием социальной напряженности. Социальные и культурные противоречия, которые ...

Древний Рим
Древнейший период римской истории , то есть период от образования римской общины (условная , но вероятная дата -753 г. до н.э.) до установления республики принято называть царским. Согласно античной традиции, которая подтверждается археол ...