Русское барокко

Статьи » Русское барокко

Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при по-стройке храмов, причем оно обогащается новыми самосто-ятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма на-чала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.

Стремление архитектурными средствами выразить господ-ство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей – находит убедительное выра-жение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяжен-ностью пластичных фасадов и пышных амфилад парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орна-мента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны.

Все это создает иллюзию безграничности пространства.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В.Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Раст-релли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А.Трезини (Фёдоров-ская церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф.Виста (Ан-дреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других ма-стеров, но прежде всего – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе и Петергофе. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и Дворцовой набережной.

Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искус-ства XVIII века.

Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел велико-лепный Никольский морской собор с самой красивой ко-локольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шувалов-ский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др.

Неизвестный пока мастер (скорее всего П.А.Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (за-вершена в конце 1760 г.г.). Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло.

В 1760-1770г.г., в “золотой век ЕкатериныII” меняются архитектурные и художественные вкусы, на смену пышному“елизаветинскому барокко” приходит классицизм.

Это интересно:

Библиотечная
Рядом с «секретарской» находится светлая комната с большим итальянским окном, которая до 1871 года служила столовой. Существовавшая в 50 – 60 –х годах дверь из нее в малую гостиную (теперь – кабинет Толстого) была заделана в начала 1872 г ...

Материально-культурное развитие Западной Европы
Если в Новое время материальное производство основывалось на сельскохозяйственной деятельности и ремесленном труде, то материальное развитие Новейшего времени - это основанное преимущественно на индустрии (как в промышленности, так и в се ...

Образование
В IV—VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписыва ...