Культура России в I-ой половине ХIХ в

Статьи » Культура России в ХIХ веке » Культура России в I-ой половине ХIХ в

Страница 2

В первой половине ХIХ в. в России формируется музыкальная школа. Впечатляющи были достижения русской музыки в создании национальной оперы (А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский).

В направлении классицизма развивалось русское зодчество. В столице было возведено здание Главного Адмиралтейства (арх. А.Д. Захаров), ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (арх. Тома де Томон), Главный штаб, Александринский театр, Сенат и Синод (К.И. Росси). В этот период построены два прекрасных собора в Петербурге - Казанский (А.Н. Воронихин) и Исаакиевский (А.А. Монферран). В Москве О. И. Бове создает в классическом стиле ансамбль Театральной площади с Большим театром, здание Московского университета на Манежной площади возводит Д.И. Жилярди. Лучшими произведениями скульптуры этой эпохи были: памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос), монумент М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И. Орловский), скульптура "Укрощение коня" на Аничковом мосту через реку Фонтанка в г. Петербурге (П.К. Клодт).

В живописи происходил отход от академизма, для которого были характерны библейско-мифологическая тематика, преклонение перед канонами античного искусства.

Новые тенденции в русской живописи развивалась вне ее стен. В.А. Тропинин, О.А. Кипренский (оба крепостные) в портретах передают духовный мир человека. А.Г. Венецианов создавал картины бытового жанра, изображавших сельский быт крестьян, его называют "отцом русского жанра". Его кисти принадлежали картины "Гумно", "На пашне". В духе критического реализма работал П.А. Федотов, его называли "Гоголем в живописи". В жанровых картинах и в больших полотнах он высмеивал царство купечества, армейский быт офицерства, спесь чиновничьего мира ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Игроки" и др.). П.А. Федотов был предшественником передвижников. Картины и портреты К.П. Брюллова отражают его тяготение к реализму ("Последний день Помпеи", "Автопортрет" и др.). Особое место в живописи занимает творчество А.А. Иванова. Главным его произведением стала картина "Явление Христа народу", которую он писал в течение 20 лет. Лучшие творения мастеров попадали в коллекции дворян, оставались в запасниках Академии Художеств, их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда свои двери открыл Эрмитаж.

Русская культура других народов России 1-й половине ХIХ в. внесла значительный вклад в общемировой культурный процесс.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Разное видение и понимание «Гостеприимства Ааврама»
«Троица» Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в «Троице» Рублева, не как бытовая сцена, столь знакомая нам по русскому искусству XVI— XVII веков, а как своего рода ...

Городецкая роспись
Русский народный художественный промысел; существует с середины 19 века в районе г. Городец (Ныне Нижегородская область). Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободн ...

Фресковая живопись, мозаика
Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в ...