Риторика и лингвистическая прагматика
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией.
Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практик
В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:
говорящий;
адресат;
исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
цель сообщения;
развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
контекст и ситуацию общения;
межличностные отношения участников общения.
Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.
Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.
Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.
В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:
явные и скрытые цели высказывания;
речевые стратегии и типы речевого поведения;
правила коммуникативного сотрудничества;
косвенные смыслы высказывания (намёки, иносказания);
оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;
отношение говорящего к предмету высказывания.
В связи с адресатом речи изучаются:
правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;
воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;
типы речевого реагирования.
В связи с отношениями между участниками рассматриваются:
формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);
социально-этикетная сторона речи.
Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.
Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.
В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов в соответствии с которой выделяются:
информативные речевые акты (сообщения);
предписывающие речевые акты;
речевые акты принятия обязательств;
речевые акты, выражающие психологические состояния;
декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
с точки зрения их значимости,
с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);
готовность адресата принять сведения.
Для предписывающих актов существенны такие условия:
единство участников общения во взгляде на:
социальные роли друг друга,
уровень конвенциональности ситуации;
способность говорящего представить себе возможности адресата;
способность адресата осознать мотивы говорящего.
Для речевых актов принятия обязательств важны:
наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;
способность говорящего трезво оценивать свои возможности.
Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как:
единство участников общения в оценки конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);
Это интересно:
Архитектурные особенности китайского дома
В отличие от древних цивилизаций Ближнего Востока, в Китае не сохранились архитектурные памятники далекого прошлого. Древние китайцы строили из дерева и глиняных кирпичей, а эти материалы быстро уничтожаются временем. Поэтому памятников д ...
Среднее образование
За последние десять лет система среднего образования Великобритании была значительно упрощена и улучшена с целью повышения качества преподавания в подготовительных и средних школах.
Англия и Уэльс.
Образование в Англии и Уэльсе начинает ...
Культурная периодизация
1) Первый период (IV в. — конец VII в.) — борьба христианской и античной культур, становление христианского богословия.
2) Второй период (конец VII в. — середина IX в.) — период культурного спада, связанный с экономическим упадком и икон ...