Культура России в I-ой половине ХIХ в

Статьи » Культура России в ХIХ веке » Культура России в I-ой половине ХIХ в

Страница 1

Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация. В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократизация культуры проявлялась и в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: с 30-40-х гг. сильнее стала звучать тема простого народа.

Особое место в развитии культуры занимало просвещение. В стране создавалось три ступени школ:

низшая (приходские, уездные училища),

средняя (гимназии),

высшая (университеты).

Возросло влияние Церкви на школу.

Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно "Современник", "Отечественные записки". Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814 г.). Наиболее известными были промышленные, сельскохозяйственные выставки.

Существенных успехов в первой половине века добилась русская наука: в математике (Н.И. Лобачевский), физика (Б.С. Якоби), химии (А.М. Бутлеров), медицине (Н.И. Пирогов), агрономии, географии, в области гуманитарных наук. Важными центрами науки, кроме Академии Наук, были университеты: Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский. В 1839 г. открылась Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы и проведены научные экспедиции, результатами которых были географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах. Осуществлены геологические, биологические и этнографические исследования Сибири, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии, Алтая, Саян. В 1803 г. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное плавание, в результате которого были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах. В 1821 г. экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена отправилась к южному полюсу. Центром географических исследований стало Русское географическое общество.

Успешно развивались историческая наука: Н.М. Карамзин написал "Историю государства Российского" в 12-ти томах. Крупнейшим представителем российской историографии был С.М.Соловьев - профессор Московского университета, автор "Истории России с древнейших времен" в 29-ти томах. Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессора Московского университета Т.Н.Грановского.

В ХIХ в. ведущей областью культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена различных направлений: классицизм ХVIII в. сменяется сентиментализмом, на смену ему идет романтизм, а затем и реализм. Для романтизма декабристов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова характерны оптимизм, героика, борьба за идеалы свободы и достоинство личности. Реализм в русской литературе связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова и др.

Крупное общественное значение приобрел русский театр. Классическими произведениями драматургии этого периода являлись "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова и позднее, к 50-м гг. - пьесы А.Н. Островского. Лучшими актерами были М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов и др., ведущими драматическим театром был Малый театр в Москве.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Рубенс Питер Пауэл
Рубенс Питер Пауэл (Rubens, Sir Peter Paul) (1577-1640 гг.), величайший фламандский живописец 17 века, блестящий представитель стиля барокко в Европе. Учился в Антверпене, но настоящее художественное образование получил в Италии, где жил ...

Брак Жорж
Брак Жорж (Braque, Georges) (1882-1963 гг.), французский живописец, вместе с Пикассо ставший основателем кубизма. Вначале, так же как и отец, работал маляром. С 1900 г. стал заниматься живописью. Одно время увлекался фовизмом. В 1907 г. о ...

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченн ...