Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху Возрождения

Статьи » Открытие человека как индивидуальности в эпоху возрождения » Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху Возрождения

В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависти все.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.

Это интересно:

Американские мечты
Анаграмма "Авида Долларз" была сделана в 1941 году из имени Сальвадора Дали Андре Бретоном как насмешка над суетой Дали по поводу зарабатывания денег. Но в ней скрывалось что-то, гораздо большее, чем укол зависти, вызванной раст ...

Евразийцы о путях развития России
Идея о евразийской, особой сущности России, присутствует в общественном сознании и в теоретических разработках давно, несколько столетий. П.Я. Чаадаев в первом философическом письме в 1836 г. писал: "Одна из самых печальных особеннос ...

Иконостас
В каждом древнерусском храме иконам были отведены определенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы предназначались для иконостаса, другие — для помещения у нижних частей столбов и стен, третьи — для временного размещения в ц ...