Туманный город юности

Статьи » Чайковский в Петербурге » Туманный город юности

Страница 3

Петр Ильич служил в “Столе прошений” и составлял доклады и проеты решений. Дела, которыми приходилось заниматься Чайковскому, были, главным образом, крестьянские, ими вообще тогда завалили министерство.

В 1861 году была проведена крестьянская реформа, отменено крепостное право.

“В воскресенье объявлена свобода. Я нарочно ходил в приходскую церковь, чтобы видеть впечатление, которое манифест произведет на мужичков ,”- писал Чайковский сестре.

.Наступал вечер, кончались служебные часы, и Чайковский становился светским молодым человеком. Прогулки по Невскому и Летнему саду, рестораны и встречи со знакомыми. Он бывал в Итальянской опере и на французских спектаклях в Михайловском театре ; посещал Александринку, там шли пьесы классического репертуара и водевили с участием Каратыгина, Мартынова, Самоймова.

До января 1859 года на месте теперешнего Мариинского театра было здание с круглой ареной и обширной сценой - Театр-цирк, как его называли. Тут шли и пьесы и конные представления, показывалась джигитовка с ружейной пальбой, выступали акробаты. После пожара на месте театра-цирка был выстроен и в 1860 году открыт Мариинский императорский театр, где кроме опер ставились и балеты, а иногда и драматические спектакли.

Напротив него, там, где сейчас здание консерватории, помещался Большой театр. Здесь шла в основном итальянская, а иногда и русская опера.

От своего двоюродного брата Чайковский узнал, что существуют классы теории музыки. ”Я немедленно отправился и записался слушателем у профессора Н.И. Зарембы.

Итак, Петр Ильич Чайковский стал посещать классы Русского музыкального общества (РМО), которые помещались в нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца (там, где теперь Русский музей).

Первое время Чайковский занимался в классах довольно небрежно. На легкомыслие молодого человека обратил внимание Антон Григорьевич Рубинштейн. Рассказывают, что он поговорил с молодым музыкантом достаточно решительно и предложил Чайковскому ”или учиться усердно или покинуть классы”. С того дня Петр Ильич начал заниматься с большим упорством, которое не покидало его всю жизнь.

8 сентября 1862 года в Петербурге открылась консерватория ( в то время она называлась музыкальным училищем ). Одним из первых учеников стал Петр Чайковский, решивший окончательно посвятить себя музыке, на что его дядя, Петр Петрович отреагировал так :”А Петя-то Петя! Какой срам! Юриспруденцию на гудок променял!”

В консерватории он занимается у А. Рубинштейна (сочинение и инструментовка), у Н. Зарембы (контрапункт и формы), одновременно обучается игре на флейте у знаменитого в то время Чезаре Чирарде и на органе у Генриха Штиля.

До последнего времени считалось, что не существует теперь дома, где открылась первая русская консерватория , нет даже изображения его ; не удалось найти это изображение ни в Петербурге, ни в Доме-музее Чайковского в Клину, ни в архивах - словом, нигде. Было лишь известно, что первая русская консерватория помещалась в одном из флигелей Демидовского дома, находящегося в Демидовом Переулке ( теперь переулок Гривцова ).

Читаем воспоминания композитора-современника Чайковского: ” Я был на открытии. Семь или восемь комнат в доме Димидова на углу Мойки и Демидовского переулка составляли все помещение и служили классами для игры на фортепиано , на струнных инструментах и для пения “.

Читаем в другом месте: “В одном из флигелей дома Демидова .помещался Английский клуб на углу Мойки и Демидовского переулка. В этом же доме впоследствии открылись первые курсы учрежденной Антоном Григорьевичем Рубинштейном консерватории. Ныне эти флигеля не существуют : на их месте воздвигнут новым владельцем большой дом “. Значит этого флигеля уже нет.

Итак, в 1861 году, будучи чиновником Министерства юстиции, Чайковский подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию и осенью 1862 года он становится ее учеником. В течение года Петр Ильич совмещал службу в министерстве и музыкальные занятия, но уже в мае 1863 года он отказался от жалования и штатного места, но остался “причисленным к министерству” , то есть он мог вернуться в должность при необходимости.

Той же весной Илья Петрович вынужден был оставить должность директора Технологического института и Горной школы из-за начавшихся студенческих беспорядков. Материальное положение семьи стало теперь весьма стесненным. Пришлось покинуть директорские аппартаменты при институте и переехать в маленькую квартирку на углу Загородного проспекта и Лештукова переулка ( переулок Джамбула ), в дом №16 и жить на пенсию.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Ансамбль Смольного
Проект комплекса монастыря состоит из собора с колокольней, служебных и жилых корпусом, трапезной и других помещений. Собор монастыря – замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших произведений Ф. Б. Растрелли. Великоле ...

Ритмы древних орнаментов
Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон. Дзёмон — культура охотников и собирателей VII—I тысячелетий до н. э. Исследователи подразделяют Дзёмон на пять периодов: Архаичный, Ранний, Средний, Поздний и Позднейший. ...

Публичная речь
Публичная речь - одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: "Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать" (Ж. Лабрюйер); "В речи слово - выражение мысли . и пот ...