Социокультурная сущность революции 1917 года
Подлинным фундаментом русской государственности, таким образом, был не общественно-политический, сословный слой, и не господствовавшая бытовая культура, а ее политическая форма - монархия. В народном сознании считалась законной по существу только власть царя, все остальное: сословные отношения, местное самоуправление, суд, администрация, крупная промышленность, банки, вся утонченная культура образованных классов, литература и искусство, университеты, консерватории, академии, - все это в том или ином отношении держалось лишь косвенно, силой церковной власти и не имело непосредственных корней в народном сознании. Вся правовая, общественная, бытовая и духовная культура произрастала из могучего древа государства и держалась только им.
Являясь демократическим движением народных масс, русская революция руководствовалась смутным, политически не оформленным, по существу, скорее, психологически-бытовым идеалом самочинности и самостоятельности. По объективному своему содержанию это был процесс проникновения низших слоев во все области государственно-общественной жизни и культуры и переход их из состояния пассивного объекта воздействия в состояние активного субъекта строительства жизни. Начался он не в 1917 году, а гораздо раньше. Демократизация средней и высшей школы, литературы, чиновничества, были характерными явлениями в жизни России, начиная со второй половины XIX века. Шаг за шагом надвигалась повсюду крестьянская Россия, заставляя отступать дворянскую. В период революции 1917 года этот процесс демократизации из состояния постепенного просачивания перешел в состояние бурного наводнения. Таким образом 1917 год в истории России явился годом не только слома прежней системы общественных отношений, но и годом перехода к новому типу культуры, к новым отношениям.
Идеи творческого преображения жизни в большевизме. Роль стабилизирующего фактора культурно-исторического развития может играть государственная политика при условии, если лидеры государства поощряют созидательные силы в народе, обращаются к лучшим достижениям прошлого, учитывают сложившийся тип национального самосознания.
Социокультурное творчество большевиков в годы революции учитывало особенности русского менталитета. Он и определил в конечном итоге социальный идеал большевизма - светлое земное будущее всего человечества. При этом веру в бога заменил атеизм, на смену патриотизму пришел интернационализм, упование на царя-батюшку превратилось в преклонение перед вождями революции. При этом все трансформации окрашивались страстностью. Большевики затронули главный нерв души русского человека, что и привело в движение силу народного энтузиазма, позволило России не только выжить, но и прирасти в национально-государственном могуществе. Неискореняемое национальное стремление к активному обретению царства абсолютного добра было простимулировано подчеркнуто уважительным отношением власти к интересам и нуждам рядовых тружеников.
Таким образом. на долю России в ХХ столетии пришлось наибольшее напряжение сил в борьбе за национально-государственное и духовно-нравственное выживание.
Это интересно:
Деловая беседа по телефону
Это самый быстрый деловой контакт и особое умение. Нельзя не вспомнить по подводу ряд высказываний. Пока слово не произнесено, оно - узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес ...
Бхагаван
И наконец, Высшим аспектом Абсолютной Истины является Бхагаван, Верховная Личность Бога - Господь Кришна. Объяснение санскритскому слову бхагаван дано великим авторитетом Парашарой Муни, отцом Вйасадевы: бхагаваном именуется Верховная Лич ...
Сюрреализм. Идеи и воплощения
Первым сюрреалистическим произведением считают опубликованные в 1919 “Магнитные поля” А. Бретона и Ф. Супо, а сюрреалистическое движение как таковое начинает функционировать с 1924. Термины “сюрреализм”, “сюрреалистический” впервые появля ...