Илья Ефимович Репин

Статьи » Художники-передвижники » Илья Ефимович Репин

Страница 1

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, - 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н.Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В.Е.Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р.Д.Хлобощина, 1868, и В.А.Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине.

Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 - начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей; "Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Разное видение и понимание «Гостеприимства Ааврама»
«Троица» Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в «Троице» Рублева, не как бытовая сцена, столь знакомая нам по русскому искусству XVI— XVII веков, а как своего рода ...

Приемы стрижки
Деление волос на зоны Независимо от количества волос вашего клиента, начать стрижку всей головы одновременно невозможно, поэтому перед началом стрижки голову делят на зоны. Совершенно не обязательно закалывать волосы каждой зоны, так ка ...

Российское самодержавие в XVII веке
Самодержавие, политическая организация общества в результате смуты в начале XVII века были изрядно разрушены. Восстановление шло не просто. В первой половине и даже в середине XVII века власть царя далеко не всегда являлась неограниченной ...