Социокультурная сущность революции 1917 года

Статьи » Русская культура и революция » Социокультурная сущность революции 1917 года

Страница 3

Однако заговор, захват власти узким кругом лиц может быть успешным лишь в условиях стабильности общественной системы, или при наличии широкой массовой поддержки (но тогда это уже не заговор). Об этом свидетельствует исторический опыт. В условиях нестабильности заговор обречен на поражение, так как заговорщики, не имея прочной массовой базы, не смогут обеспечить переход к стабильности. Следовательно, отражая определенные реалии 1917 года, эта точка зрения не объясняет в целом крутого поворота в судьбе страны.

5. Революция представляла собой анархический бунт, революцию люмпенов, поэтому она носила разрушительный характер и отбросила страну далеко назад.

Такая оценка встречается у радикальных западников. Действительно, революция 1917 года многое разрушила, и активное участие в ней принимали люмпенские элементы. Надо сказать, в любой стране в моменты кризисов, революций люмпенизированные элементы играют активную роль, прежде всего разрушительную. Это понятно: во время кризиса люмпены стремятся обрести социальный статус и благополучие за счет общества, без труда. Но приписывать решающую роль люмпенам в судьбе 170-миллионной страны, которая являлась великой державой, нет никаких оснований. Люмпены способны разрушать, но не способны создавать. Однако после 1917 года идет созидание, и общество было создано очень прочное и устойчивое. Если встать на предлагаемую точку зрения, то необходимо объяснить: откуда в мирового значения державе такое количество люмпенов, что они изменили не только судьбу страны, но в значительной мере и мира?

Таковы наиболее часто встречающиеся оценки революции 1917 года. Какую предпочесть?

Ни одна из них не отражает всей сложности и противоречивости как самой революции, так и последовавших за ней исторических событий. Во всех оценках явно просматривается присущий нашему обществу синдром гражданской войны. Каждая из этих оценок ставит человека перед необходимостью однозначного выбора между "белыми" и "красными".

Между тем уже то, что революция 1917 года продемонстрировала стремление общества к демократии, может быть предметом гордости сегодня. Наше прошлое необходимо воспринимать в его трудной и трагической целостности. В этом, как видится, - условие будущего гражданского согласия, консолидации общества и начало пути к его истинной демократизации, утверждению подлинного гуманизма.

Революция 1917 года как переход к новому типу культуры. Октябрьская революция 1917 года выступила не только против прежней политической системы, но и против основных духовных ценностей прежнего общества. Ослабление самодержавного государства под влиянием длительной мировой войны, развернувшийся процесс демократизации России, выразившийся в пробуждении к активности и вступлении в общественно-политическую жизнь рабочего класса, крестьянства и близко примыкающих к нему слоев населения, способствовали революционной смене старой российской государственности.

Русские народные массы никогда не понимали объективных оснований господства над ними помещика, барина, хозяина, ненавидели его и чувствовали себя обделенными.

Это вызывалось несколькими обстоятельствами, и прежде всего:

экономическими причинами (экономическое принуждение рабочего, крестьянина; различная степень обладания собственностью и т.д.);

культурно-бытовыми причинами (для русского мужика или рабочего барин, хозяин всегда был не только эксплуататором, но и "чужаком" со своей культурой и жизненными навыками, вплоть до платья и внешнего обличья. Поэтому зависимость от него ощущалась всегда как бремя, которое приходится терпеть, но не принималась как осмысленный порядок жизни. Отсюда частые крестьянские бунты, наивная вера в "доброго царя" и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Cретенке
С крещением Руси в IX в. Началась ее новая история. Князь Владимир-«Красно солнышко»- первый из великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении и гуманизации населения в Духе Христовом ,после многих лет язычества и ...

Ван Гог Винсент
Ван Гог Винсент (Gogh, Vincent van) (1853-1890), голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший представитель постимпрессионизма. При жизни была продана лишь одна его картина. Нищета, алкоголизм и приступы душевной ...

Бретон Андре
Бретон Андре (Breton, Andre) (1896-1966 гг.), французский поэт и теоретик литературы, один из основоположников сюрреализма. В 1924, 1930, 1934 гг. публиковал манифесты в его защиту. В 1930-х гг. отверг и сюрреализм, и коммунизм, но на всю ...