Онтологические взгляды Пикассо в его произведении "Герника"
Конечно же, “Герника” - это композиционная картина, содержащая в себе свой, живущий по своим законам художественный мир, как это свойственно станковой живописи. Но вместе с тем черно-белой гамме этой картины, сочетаниям угловых линий и плоских пятен присуща резкая нацеленная экспрессия, которая выбрасывается за пределы холста, подобно тому, как это бывает в агитационной графике. “Словно отблески какого-то пламени делят все формы картины на светлые и темные монохромные краски, где господствуют серый и черный цвета, создающие эмоциональное напряжение. Отдельные изображения покрыты рядами мелких черточек – имитацией газетных страниц”. Замечая этот факт, невольно вспоминаются слова Н.А. Бердяева из его книги “Философия творчества, культуры, искусства”: “Когда в картины вставляют куски бумаги или газетных объявлений…, тогда окончательно ясно, что разложение заходит слишком далеко, что происходит процесс дегуманизации, разрушения естества тела и духа”. Против этого процесса и выступает Пикассо в своём произведении.
Огромной по размерам и грандиозной по замыслу и напору чувств “Гернике” свойственен и монументализм строения формы. Художественное пространство картины соразмерно среде, в которой находится зритель. Крупные живописные формы воспринимаются издали, их воздействие пронизывает эту среду, и поэтому картина приобретает двоякий эффект. Это живопись на холсте, предназначенная для созерцания и углубления в её внутренний мир, и своего рода распахнутые врата, через которые врывается к зрителям низвергающий ужас необъятной катастрофы, крушения всей планеты.
Вместе с тем, наряду с “диким буйством”, экспрессией изображения фигур человека и животных на картине в “Гернике” странно контрастирует спокойно светящий абажур с электрической лампой. Этот свет не подобен свету пламени, в котором мечется, сгорая, женщина с воздетыми к небу руками. Он не похож так же и на те языки огня, что мы видим в светильнике, который держит в вытянутой вперед руке другая героиня панно. Свет, исходящий от электрического фонаря спокоен, равномерен. Он не пытается спалить всё, что встретит на своем пути, его задача – просто лить свои лучи, побеждая темноту. Здесь “с помощью резкого контраста буйства и спокойствия на первый план выдвигается символическое значение света – в смысле Просвещения как сдерживающей организующей силы, противостоящей хаосу”. Свет, изливающийся сверху картины – это надежда на то,что ещё не все потеряно, что мир ещё будет жить. Электрический фонарь выступает здесь как эквивалент чего-то божественного, от чего зависит порядок во вселенной.
В одном из своих комментариев к “Гернике” Пикассо заметил, что “за мир нужно бороться”. Свет накартине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо, к которому все будут тянуться и стремиться его достигнуть, независимо от сложности сложившейся ситуации. Получается, что в “Гернике” Пикассо рисует не только пессимистичную картину бытия, в его мире можно найти веру в лучшее и надежду на победу космоса над хаосом. Мы видим, что в мире Пабло Пикассо существует нечто возвеличивающееся надо всеми земными страстями. Это нечто находится как бы над самим бытием, или, как пишет в своей поэме, посвященной творчеству Пикассо, Сальвадор Дали:
“Между арифметикой бесконечности и математикой кровожадности между "структурной" сущностью … и поведением живых существ”, между всемирными бедствиями и чередой человеческих страхов.
Этот высший свет вряд ли сможет когда-нибудь умереть, кануть в Лету. Пока существует человеческий род, будет существовать и он, как цель, к которой необходимо стремиться каждому, чтобы сохранить свою жизнь.
3. Итак, как мы видим, в своей картине Пабло Пикассо рисует страшную картину бедствий мира двадцатого столетия. В произведении, которое можно назвать “монументальной графикой, созданной живописными средствами” автор “осуществляет синтез нескольких видов творчества, предпринимает свой опыт художественного решения политических задач искусства, в котором пересеклись два – внутриэстетический и социально-действенный – отклика на потрясения жизни. Органичная и на редкость емкая натура Пикассо включила в себя оба этих начала, которые в разные периоды его творчества выступают в различных взаимодействиях". В канун второй мировой войны художник обращается к главной проблеме двадцатого века – конфликту действительности, в котором решались судьбы столетия. Отражая в “Гернике” свои взгляды на фашистские нападения на мирное население, Пикассо даёт нам понять, что составляет основу его онтологических взглядов, представлений о мире.
Пикассо рисует картину страшного мира, находящегося на границе Апокалипсиса. Безжалостные деформации человеческих тел, так смущавшие многих в других произведениях Пикассо, оказываются здесь просто уместными – “они позволили убедительно, материально, почти физически почувствовать ужас человекоистребления, кошмарную абсурдность самой идеи убийства. Это не доказательный рассказ о бомбардировке и убийстве женщин и детей, но потрясающей силы документ, обобщивший трагический опыт человечества, выразивший всю бесчеловечность, кровожадность” фашизма, исказившего всю жизнь, всё естество живого, породившего мировые войны и фашизм, поставившего мир на грань глобальной катастрофы. Соответственно и понятие бытия приобретает у Пикассо в “Гернике” значение чего-то дробного, не цельного, готового вот-вот упасть и разрушиться.
Это интересно:
Французские винодельческие регионы
Винодельческий регион Юго-Запад производит самые разнообразные вина. Виноградники здесь занимают площадь 30 тыс. Га, из них около 16 тыс. Га дают вина Контролируемых наименований. Всего регион включает 27 апелласьонов.
Долгое время вина ...
Живопись
Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописны ...
Аналитическая часть
Филиппино Липпи совмещает в своих работах некоторые композиционные приемы Средневекового искусства и Возрождения. Художник избирает форму тондо, характерное для произведений эпохи Ренессанса. В период создания Липпи «Поклонение младенцу Х ...