Украинская и зарубежная культура
Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей культурой.
XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской истории большой идеологической дискуссии.
Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры. Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого упадка.
Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.
В 1610 г. в преисполненному скорби трактате «Тренос», или «Плач Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал потерю ее самых знатных родов: «Где в данное время бесценные бриллианты православной короны, прославленные роды князей – Острозкие, Слуцкие, Збаражские, Заславские, Пронские, Горские … Где в данное время те, что окружали их . благородные, славные, отважные, сильные и давние дома народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За этим риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода всех этих славных магнатских родов к лагерю католиков-поляков.
Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс, который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала проблема верхушки украинского общества или, правильнее сказать, - ее отсутствие.
Это интересно:
Проблема культуры у последователя Фрейда К.Г. Юнга
В учении Фрейда мир культуры получил ясное и четкое объяснение с позиций биологических и даже физиологических. И это вызвало у его последователей естественное желание сохранить сильные стороны этого учения и преодолеть его откровенный био ...
Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи
Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В сороковых—пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойепа, ведущего художника раннего голландского пейзажа. В это же время зреет и крепнет, что ...
Бретон Андре
Бретон Андре (Breton, Andre) (1896-1966 гг.), французский поэт и теоретик литературы, один из основоположников сюрреализма. В 1924, 1930, 1934 гг. публиковал манифесты в его защиту. В 1930-х гг. отверг и сюрреализм, и коммунизм, но на всю ...