Украинская и зарубежная культура

Статьи » Украинская и зарубежная культура

Страница 2

Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в 1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни, посвятив себя обороне православия.

Но самым великим и общепризнанным покровителем православной церкви был «некоронованный король Украины» - князь Константин Острозкий, один из наибогатейших и мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея средств, Константин Острозкий основывает в своем имении типографию, которой руководит непоседливый путешественник Иван Федоров. В 1581 г. появляется лучшая ее публикация - усердно отредактированная Острозкая Библия.

Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу, известную под названием Острозкой академии.

На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков. Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского, церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором), священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским. Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера, просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные книги».

В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию иезуитам.

К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно-культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из себя стесненное, но тесно сплоченное меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые объединялись в так званые Братства.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Отношение британцев к образованию
С 70-х годов продолжаются дебаты о качестве и целях британского образования. Сторонники традиционных взглядов считают, что государственные общеобразовательные школы и "творческий/прогрессивный" метод работы с учениками не могут ...

Искусство архаики
В период архаики формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. В этот период происходит сложение с ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...